У меня было уже несколько постов про богиню Бэнтен, но мне все еще мало
Поэтому перевожу еще кусок отсюда
Посты про Бэнтен: первый, второй, третий и четвертый
Поскольку шикарный FAQ по Бэнтен занимает монструозный формат, я разобью его еще на несколько постов
И, пожалуй, заведу отдельный тег :3
читать дальше
Начну с простейшего. Имен, под которыми богиня фигурирует, и вариаций их написания: Бэнтен (弁天, Бэндзайтен (弁才天/ 弁財天 , Бионтен/ Мионтен (美音天, Мё:-он Тен (妙音天, Дайбэндзайтен (大弁才天, Дайбен Кудокутен (大辯功徳天.
Про то, что она Бэнтен - одно из Семи Божеств Счастья, известно всем. Отвечает она за особую закрепленную за ней добродетель - добродушие/ мягкосердечность. Она одна из тэнбу, соответствующих индуистским дэва. Также она принадлежит к 28 защитникам Тысячерукой Каннон. Бэнтен - старшая сестра Энма-тен, владыки мира мертвых. Также она считается наложницей, супругой или женской ипостасью Бонтэна и/или Мондзю. Ее воплощения из животного мира - это дракон, змея, черепаха, лисица.
Коротко о божестве
Водное божество Бэнтен - одно из самых сложных и синкретичных в Японии. Многие века оно сливалось или частично совпадало с другими божествами из индуистского, буддистского и синтоистского пантеоне. Поклонение Бэнтен широко распространено среди буддийских эзотерических ответвлений, синтоистских сект и сторонников сюгэндо:.
Бэнтен многолика: она предстает то как красавица с лютней-бива, то как восьмирукое воинственное и вооруженное до зубов божество, то и вовсе как монструозная трехголовая змея - ипостась Аматэрасу. Инкарнации и божественные посланники Бэнтен - змеи и драконы. Каждое из связанных с Бэнтен созданий также ассоциируется с водой и сакральным драгоценным камнем, исполняющим желание.
В наши дни Бэнтен - одно из самых популярных в Японии божеств. Она по-прежнему служит музой для художников, ей все так же поклоняются фермеры, надеющиеся на обильный урожай. А главное - она единственная дама среди Семи Богов Счастья.
Про зарождение культа Бэнтен в Японии я уже писал в самых первых постах. Поэтому дальше речь пойдет о тех аспектах культа Бэнтен, которые я еще не освещал
Мантра и эзотерические символы
Эзотерические символы Бэнтен - "са" и "со".
Мантры данного божества:
🌟 おん さらさばていえい そわか - Он Сарасабатэиэи Совака
🌟 おん そらそばていえい そわか - Он Сорасобатэиэи Совака
Истоки и эволюция
Санскритский термин "Сарасвати", как я уже писал в старом посте, соотносится и с именем богини, и с названием священной реки из ведической мифологии. Будучи и персонификацией той священной реки, и воды в общем, Сарасвати, таким образом, стала покровительницей всего, что имеет свойство течь и циркулировать. Например, музыки, поэзии, письменности, учения, мудрости и актерских искусств. В монументальном индуистском тексте Ригведа (5 век до н э) Сарасвати описывается как лучшая из богинь, "поющая все сладчайшие песни и вдохновляющая на любезные мысли". И так, в Индии культ Сарасвати был тесно связан с ведическими ритуалами, музыкой и поэзией задолго до того, как это божество было завезено в Китай около 4 века нашей эры.
Каким-то образом культ Сарасвати пришел и в Японию около 7-8 века. Так богиня вошла в буддийский пантеон Японии - восьмирукой вооруженной заступницы, описанной в Сутре Золотого Сияния.
Древнейшая из известных статуй такой восьмирукой Бэндзайтен из глины относится к 754 году нашей эры. Однако, более формально божество было введено в религиозное течение Миккё: (密教, эзотерический буддизм) в начале 9 века, уже в большей мере в ипостаси богини музыки, какой она была изображена в эзотерической мандале Тайдзо:кай - двурукой красавицей, играющей на лютне.
До 12 века индуистские корни культа Бэндзайтен в качестве индуистской богини, как правило, игнорировались в Японии. Однако где-то в течение 11-12 века богиню начали ассоциировать с божеством Угадзин (синтоистский ками с телом змея и головой человека, покровительствующий воде, сельскому хозяйству и удаче). Как только это произошло, свершилась и вторичная привязка образа Бэндзайтен с водой. С тех пор богиня стала безмерно почитаема.
К 12-13 векам она стала и объектом индивидуального культа, связанного с буддийскими эзотерическими ритуалами. Со временем ее воинственный образ (ему поклонялись самураи, молившиеся за успех на поле боя) отошел на второй план, затененный доминированием образа с мандалы. Даже сейчас Бэндзайтен в образе красавицы, играющей на бива, является наиболее распространенным и общепринятым в Японии - в том числе и в концепте культа Семи Божеств Счастья.
Как только культ Бэндзайтен стал снова ассоциироваться с водной стихией, ее статус возрос до покровительницы "всего, что течет и циркулирует" - музыки,искусства, дискурса, актерских искусств. Кроме этого, Бэнтен молили о конце засухи и богатом урожае. Ее святилища всегда устраивали неподалеку от водоемов - на морском побережье, по берегам рек, озер и прудов, а ее посланниками и инкарнациями стали считать змей и драконов.
Фактически, существа, повелевавшие водами, крайне тесно ассоциировались в Японии с Бэнтен. В эпоху Камакура богиню стали изображать и обнаженной, однако такие статуи были большой редкостью, а во время религиозных церемоний их облачали в пышные наряды. В эпоху Муромати изменилось написание имени богини: "дзай" (才, дар/ талант/ гений) стал записываться как 財 (имущество/ богатство): Бэндзайтен стала одним из Семи Божеств Счастья предположительно в это же время.
Когда концепт богатства и удачи добавился к более ранним сферам покровительства Бэнтен, ее популярность среди народа увеличилась в разы. Она даже внезапно слилась с богиней Китидзётэн (аналог индуистской Лакшми), традиционной буддийской богини богатства и красоты, затмив ее культ. Даже в наши дни этих двух богинь постоянно путают.
В Синто, Сюгэндл и Эзотерическом Буддизме Бэндзайтен изначально (11-12 века) ассоциировалась с туманно описанным местячковым божеством в образе змея, известным как Угадзин. Будучи ками-покровителем водной стихии, продуктов питания и удачи, Угадзин, вероятно, родился из японских верований в ранних божеств, связанных с продуктами питания, упомянутыми в мифах о рождении мира. Например, истоком появления культа Угадзина могла быть вера в божество Уга-но Митама, ками-покровителя злаковых и пищи, манифестирующего себя как душа рисовых зерен, а также часто рассматриваемого как ипостась Инари.
Связь Бэндзайтен и Угаджина - одна из главных причин долгой популярность Бэнтен в Японии. В изобразительном искусстве одной из наиболее популярных и по сей день форм манифестации Бэндзайтен является Уга Бэндзайтен, часто изображаемая увенчанной фигуркой Угадзина. Ворота-тории также часто выступают в качестве божественного венца Бэнтен. Оба этих атрибута должны были как бы закрепить за богиней статус японского ками (а иногда даже ипостась Инари).
В 12 и 13 веках Бэндзайтен, кроме всего прочего, слилась с Дакинидтен, демонической и кровожадной индуистской богини, прижившейся в буддийском пантеоне. Божественная Дакинитен, как бы в противоположность демонической, в японском искусстве чаще всего изображается верхом на белой лисице, с мечом и драгоценным камнем, исполняющим желание в руках. Если лисицы на изображении богини нет, она выглядит абсолютно так же, как и Дайбэндзайтен (еще одна инкарнация Бэнтен - с мечом и драгоценным камнем в руках). Лисица, в общем-то, единственный атрибут, по которому можно различить двух богинь на изображении. Дакинитен тесно ассоциируется с культом Инари и Дайкокутена.
Чуть позже и Бэнтен, и Дакинитен были приняты в пантеон секты Сюгэндо, влившись в фантастически синкретичную Мандалу Небесной Реки, на которой Бэнтен изображалась как монструозная трехголовая змея с человеческим телом и десятью руками. Вокруг нее располагались Дакинитен, Инари, Пятнадцать Отроков, иные божества, белые лисицы, белые змеи и драгоценные камни, исполняющие желания. Такая мандала должна была привлечь обильный урожай и удачу. Однако такая форма изображения Бэнтен не получила широкого распространения.
Примерно к концу 14 века Бэндзайтен начала появляться и в других эзотерических конфигурациях - в том числе и в связи с Бисямонтеном и Дайкокутеном. В скульптуре и изобразительном искусстве эта триада божеств стала триединством, слившись в трехголовое божество, известное как Санмэн Дайкокутен. Все три божества - кстати - были введены в японский пантеон изначально как боги-охранители страны. Всем троим поклонялись отдельно, все трое входили в число Семи Божеств Счастья. Более того, у всех из них имеются общие ассоциативные и коннотативные образы.
Где-то в тот же период времени появилась иная трехголовая ипостась Бэндзайтен. Называлась она Санмэн Дакинитен, и "состояла" из Бэндзайтен, Дакинитен и Канкитен (божество с головой слона). Что было причиной такого синкретизма? Трудно сказать, но в 14-15 веке эзотерические буддийские секты Сингон и Тэндай, а вместе с ними и шесть ортодоксальных школ из Нары, яростно боролись за паству, не только друг с другом, но и с недавно появившимися школами 13 века - времен Камакурской реформации - сектой Чистой Земли, Дзэнским учением и сектой Нитирэн. Эти более поздние религиозные ответвления выступали за более простые и чистые верования, в противовес сложным учениям и малопонятным ритуалам, популяризированным при Дворе и в монастырях. Чтобы как-то адаптироваться, традиционные японские секты точно так же пытались всеми силами "конвертировать" популярные божества в свой формат, чтобы привлечь новых последователей. Например, ныне известные всем Семь Богов Счастья появились как концепт именно в 15 веке.
Популярность культа Бэндзайтен резко возросла до невообразимого масштаба в эпоху Эдо, когда поклоняться ей начали торговцы и горожане, гейши и люди искусства, а вместе с ними - даже игроки и якудза. Если сначала ее роль сместилась от божества воды и хорошего урожая к божеству музыки и искусств, то теперь ее стали ассоциировать с богатством и достатком. Кроме того, популярности богине добавили и ассоциации с многочисленными широко известными ками - например, тремя богинями воды Мунаката, Ицукусима-химэ.
Когда правительство насильственно разделило Синто и Буддизм во второй половине 19 века, сторонники Синто настаивали на связи Бэнтен с древними ками, что позволило им и дальше поклоняться квази-буддийской Бэндзайтен и ее синтоистскими манифестациями. Но, даже при таком раскладе, многие святилиза Бэндзайтен были упразднены или же заменены исключительно синтоистскими.
После Второй Мировой войны Бэндзйтен торжественно вернулась во многие ее прежние святилища и храмы.
В данный момент культ Бэнтен все еще имеет много последователей. Посвященные ей храмы и святилища можно найти в каждом уголке Японии. Ее почитают музыканты, художники, скульпторы, искатели...даже ревнивицы! В основном ее почитают в синтоистских святилищах, а не буддийских храмах.
Бэнтен можно назвать настоящим символом переплетения японских ками с буддийскими божествами. Такое переплетение, кстати, называется Синбуцу Сю:го: (神仏習合, досл. синкретизм ками и будд), или Хондзи Суидзяку (本地垂迹, досл. изначальные манифестации и инкарнации). Только вот, по-хорошему, Бэнтен скорее уж была порождена матрицей синтоизма, буддизма и индуизма.
У меня было уже несколько постов про богиню Бэнтен, но мне все еще мало
Поэтому перевожу еще кусок отсюда
Посты про Бэнтен: первый, второй, третий и четвертый
Поскольку шикарный FAQ по Бэнтен занимает монструозный формат, я разобью его еще на несколько постов
И, пожалуй, заведу отдельный тег :3
читать дальше
Поэтому перевожу еще кусок отсюда
Посты про Бэнтен: первый, второй, третий и четвертый
Поскольку шикарный FAQ по Бэнтен занимает монструозный формат, я разобью его еще на несколько постов
И, пожалуй, заведу отдельный тег :3
читать дальше