Kyodai, your kansai is protruding
исправленный вариант биографии
Отани Ёшицугу (大谷 吉継

Родился предположительно в 1559 году, либо же в 1565 году. Умер - в 5 год Кэйтё, 21 октября 1600 года.
Детским именем Ёшицугу было Кацурамацу (桂松
, по другой версии - Кэйсё (慶松
. В разных документах он упоминается также как Киноскэ (紀之介
, Хэйма (平馬
, Ёситака (吉隆
.
Каймё: 渓広院殿前刑部卿心月白頭大禅定門 (по понятным причинам транслитировать даже не буду пытаться)
Могила Отани находится в префектуре Фукуи, в городе Цуруга на территории храма Эйсё-дзи (永賞寺
, еще одна - в префектуре Гифу в городе Сэкигахара, и еще одна - в префектуре Сига, в городе Маибара.
Титулы: младший пятый ранг (従五位下
, гёбу-сёфу (刑部少輔 - соответственно, чиновник судебного ведомства).
Отцом ему приходился то ли Отани Ёсифуса (大谷吉房
, то ли Отани Моринари/Морихару (?) (大谷盛治
, а матерью - некая Хигаси-доно (東殿
.
Сестрами Отани Ёшицугу были: Току-химэ (徳姫, жена Симоцумы Ёриюки - 下間頼
, Коя-химэ (こや姫, прислужница официальной жены Тоётоми Хидэёши, Нене).
Известные в истории дети Ёшицугу - Ёсихару (吉治, он же Ёсикацу 吉勝
, Киносита Ёрицугу (木下頼継
, Ясушигэ (泰重
, дочь (либо племянница, либо приемная дочь) - Акихимэ, жена Санады Юкимуры (или Нобусигэ).
читать дальше
Отани еще с эпохи Эдо известен как героический и талантливый друг Исиды Мицунари. Считалось, что они были знакомы с детства и ценили друг в друге справедливость и принципиальность. Наверное, уже всем глаза натер тот известный случай с чайной церемонией в Осакском замке, имевший место в 1587 году. Уже страдавший от лепры Ёшицугу отпил из чашки, которую передавали друг другу присутствующие, и с его губ в чай упали капли гноя. По правилам церемонии, чашку следовало передать дальше, но все отказывались принять ее. Когда она дошла до Мицунари, он выпил все до дна, даже не искривив лица от омерзения и отметил, что чай был очень вкусным. Ёшицугу был тронут жестом своего друга, и, как говорят, именно это подтолкнуло Отани на решение принять сторону Западной Коалиции. Кроме того, есть мнение, что эти двое имели романтические отношения, что и объясняло столь крепкие узы, и начало этому роману положило именно это чаепитие.
Если пресловутая церемония хотя бы имела реальных свидетелей, её описавших (Камия Со:тан, Цуда Согью), то с близкой дружбой всё не так просто - это вопрос дискуссионный. В принципе, для точности, вся биография Отани - дискуссионный вопрос... Источники периода Эдо описывают его как уважаемого и талантливого вассала еще с юности, но никаких толковых данных о нем в исторических сводках не осталось. Точно сказать, кто был его отцом тоже нельзя. Одни источники отсылают к Отани Ёшифусе — вассалу Тоётоми, другие — к Отани Морихару — вассалу клана Отомо, поскольку они жили примерно в одно время и имели одно и то же клановое имя. Происхождение обоих кандидатов на отцовство неизвестно, все что от них осталось — несколько документов и их имена. (+Некоторые источники приписывают ему даже дальнее родство с домой Тайра) Часто говорится, что Ёшицугу родился в провинции Оми: его мать служила при дворе Китамандокоро — именно так Ёшицугу вошел в фавор к Тоётоми. Однако, если вы все же склонитесь к тому, что его отцом был Морихару — это полностью извратит историю Отани: так бы получалось, что Ёшицугу присоединился к Хидэёши, отделившись от семьи Отомо, причем будучи уже далеко за двадцать. Поскольку об обеих семьях Отани известно крайне мало, первая встреча Ёшицугу с Тайко так и останется тайной.

Пробелы в источниках о биографии Отани обеспечили нам пропасть в двадцать, а то и тридцать лет, восполненные лишь россказнями и сплетнями. Среди тех, кто ставит под сомнения его связь с Мицунари, оставляется под вопросом и то, служили ли они Хидэёши еще с ранних лет. Обычно говорят, что Ёшицугу был на год старше Мицунари, но и тут возникают споры, связанные с тем, что его происхождение туманно — говорят, что он мог быть и значительно старше, и намного младше своего друга . Именно незнание точной даты его рождения и создает противоречие с историей о том, что об был любовником Мицунари — романтизация их дружбы получалась в связи с тем, что они были ровесниками — и это добавляет еще тайны личности Ёшицугу. Дошло до того, что некоторые начали высказываться, что и дружбы между ними вовсе не было. Сторонники некоторых гипотез даже говорят, что Отани умер от болезни за год до Сэкигахары. Споры между историками на предмет этой дружбы ведутся и по сей день.
Ёшицугу официально не был женат, но был отцом трех сыновей и одной дочери. Его второй сын погиб вместе с ним на Сэкигахаре, двое оставшихся либо пали, защищая Осакский замок и наследника Тоётоми, либо вообще не участвовали в войне. Дочь Ёшицугу была женой Санады Нобушиге.(по другим данным - не дочь, а воспитанница) Кроме того, есть красивая история, что наложница Ёшицугу последовала за ним на Сэкигахару и потеряла рассудок от горя после его смерти. И еще — хоть и ничем этот слух не подтверждался, некоторые утверждают, что Цуда Сутэдзо из Бьяккотая был одним из его потомков.
Есть теория, что род Отани происходит из префектуры Сига, что в провинции Ига. Кроме того, род этот был довольно долго вассальным по отношению к клану Отомо, а если верить генеалогическому словарю - происходит от Тайра Садамори.
О юности Отани Ёшицугу нет абсолютно никаких точных данных. Согласно Осакской документации , он был принят на службу Тоётоми по совету Ишиды, во второй год Тэнсё. (1574), с 700 другими принявшими вассальную клятву роду Тоётоми.
После этого он некоторое время командовал конницей в Хариме (1577-1578), и участвовал во взятии замка Мики.
В апреле 1583, 11 год Тэнсё, в возрасте 24 лет он участвовал в битве при Сидзугатакэ. Если верить записям, о нём уже упоминают неотделимо от Мицунари, и сказано было, что "Отани Кацурамацу" отличичлся в битве.
В 13 год Тэнсё (1585 ) Тоётоми назначил Отани на должность гёбу-шойю, тогда же Ёшицугу сменил клановый мон. С тех пор, Отани был в числе приближённых Тоётоми и занимался многими государственными и бюрократическими вопросами.
"Неизлечимую болезнь", о которой говорится далее в документах, историки часто определяют, как проказу. Однако более вероятно, что это был сифилис. Первые упоминания о болезни Ёшицугу относятся к 14 году Тэнсё (1586), ему было 27 лет.
Есть популярная версия, что он носил белый платок, который закрывал и голову, и лицо, но её опровергают его переписки с Санадой, в которых говорится о том, что у него белое лицо, но не изуродованное проказой.
К 1588 году - после покорения Кюсю Отани даруют замок Цуруга, затем он участвует в битве при Комаки и Корейской кампании. Но болезнь прогрессирует и по некоторым данным в 1597 году он уже не выезжает из своего удела.

Имена и титулы
Если принимать версию, что Ёшицугу был сыном Ёшифусы — его детским именем было Кацурамацу (桂松
. До его рождения, Ёшифуса проклинал свою неудачу, поскольку у него не было наследника мужского пола. Однажды, его жена решила помолиться перед святилищем Хатимана Дайбосацу в их уделе. Пока она страстно молила о том, чтобы подарить мужу сына, перед святилищем упала сосна. Женщина сорвала с нее несколько иголок и съела на удачу. И она действительно родила своего первого сына. Оттого вторым кандзи в имени ребенка и стало «сосна».
Первым его официальным титулом был Хэйма (平馬 ), который был ему дан в ранние годы служения. По одной версии оно было дано ему за то, что Ёшицугу руководил конницей в Хариме, по другой — за его службу в замке Мики. Несколько лет спустя, надписи в храмах уже запечатлели его титул как Киноскэ или Нориноскэ (紀之介
. Спорят так же на тему того, менял ли он имя на Отани Гёбу(大谷刑部 ) или Отани Ёшитака (大谷吉隆 ). Гёбу — соответственно, указывает на связь с семейством Гендзи, или же просто на высокое положение Ёшицугу. (Первое сомнительно, учитывая версии о родстве с Тайра). Что до Ёшитаки — это уже скорее всего вымысел или корявое написание кандзи.
Когда Ёшицугу заболел лепрой, все говорили о том, что его лицо приобрело мертвенную бледность, за что его и прозвали Широйкао — Бело лицо(白頭 ). Некоторые легенды отмечают то, что это прозвище могло быть вызвано тем, что он скрывал свое лицо за белой маской -
что было типичным для больных этим недугом.

Служба у Тоётоми
Начало карьеры Ёшицугу неизвестно, но скорее всего он стал вассалом Хидэёши в низком чине косё или стал ёрики Мицунари к середине или концу 1570х. (Либо лет в 15, либо около 20 лет). Многие историки склоняются к тому, что он был в числе 700 или около того человек, которые присоединились к Тоётоми после Инцидента в Хонно-дзи. Он присоединился к Като Тораноскэ, Фукусима Ичимацу и другим косё, что брали замок Нагахама у Шибаты Кацутоё, племянника Шибаты Кацуиэ. Легенда говорит, что восторженный Хидэёши отозвался об Отани следующим образом: «Дайте мне миллион солдат, но я бы с радостью наблюдал, как он поведет их»
После битвы при Сидзугатакэ, как говорят, Ёшицугу примкнул к войскам Тоётоми. Если отбросить все неисторичные россказни и частички «бы» да «говорят, что» - все же можно вырвать определенные факты биографии Отани. Одна из точек зрения утверждает, что именно он был тем, кто использовал свой ум, чтобы убедить Кацутоё сдаться без боя. Хотя другая история утверждает, что он храбро сражался на передовой и свершил много подвигов благодаря своему прекрасному владению копьем. Известно, что Хитоцуянаги Каки утверждал, что Хидэёши высказал грандиозную похвалу и Ёшицугу, и Мицунари, особенно отмечая Отани: «Отани Кацурамацу был прекрасен с самого первого своего выпада». Однако, эта реплика не отражена ни в одном историческом тексте, поэтому ее можно точно отнести к художественному вымыслу.
Вот что известно точно, так это то, что Ёшицугу служил под титулом Гёбу-шойю (младший Министр Юстиции) в 1585. К тому времени Ёшицугу уже вошел в число элиты и приближенных Хидэёши. Согласно официальному документу "Уно Мондо-никки", написанному как отчеты для Кеннъо, Ёшицугу и Мицунари были среди людей, что сопровождали Хидэёши в Аримский онсен в Сентябре того же года и сидели с ним в одном источнике.
Несколько лет спустя, Ёшицугу подхватил серьезный недуг. Существует довольно известная история о том, как он заболел проказой. В 1586 году, по время его пребывания в Осаке, поднялось волнение, и Ёшицугу отправился самолично его подавить. Во имя Хидэёши он порубил тысячу человек, но их грязная кровь и куски внутренностей как-то попала в его тело через раны, и заразила его.
"Уно Мондо-никки" и "Тамонъин-никки", которые обычно считаются дневниковыми записями монаха по имени Эйсюн, дает долее мягкую трактовку причины заболевания Ёшицугу. Они передают слухи, что Ёшицугу пытался получить кровь жителей города — это был метод, который по повериям лечил недуги. Кроме того, есть версии, что он был болен еще с Сидзугатакэ, но симптомы не проявлялись до этого времени. В исторических документах не было детального описания симптомов его болезни, но люди, как правило, считали, что это была лепра — согласно историям периода Эдо, - или же сифилис — другое объяснение тому, что заразился Отани через кровь или другие телесные жидкости.

С этого момента, история Ёшицугу разнится по двум основным принципам. Сайфуку-дзи Энкинсэй, исторический текст, который подвергается сейчас критическому анализу на предмет его достоверности, утверждает, что Ёшицугу вместе с Мицунари отправился на Кюсю в 1587 и помогал ему вести 12 тысячный отряд без особых затруднений. В 1588 Мори Тэрумото в своем дневнике отмечает, что с Мицунари был эскорт из трех человек, которые давали ему советы. Хотя имена этих людей были не указаны, вполне приемлемо приписать Ёшицугу присутствие на Кюсю в тот момент. В качестве награды Отани получил 50 000 коку и стал даймё в замке Цуруга. Как глава провинции, он разделил 10 000 коку между местными вассалами Тоётоми. Затем он отправился в Мицунари в Одавару и, как говорят, присутствовал в замке Оси, хотя детали его участия в обоих конфликтов неясны. Когда Хидэёши приказал еще раз подавить волнение в провинции Кии, Ёшицугу был одним из тех, кто принял в этом участие и приблизил поражение Акиты Санэсуэ. Кроме того, утверждают, что он следовал за Мицунари во время подавления различных восстаний, участвовал в укреплении замка Фушими, и даже в Корейской кампании. В дальнейших конфликтах Ёшицугу завоевал уважение за свои достижения с военным флотом, его даже называли «бесподобной морской жемчужиной».
Ёшицугу вернулся из Кореи прославленным героем и был тепло принят Хидэёши в Осаке. Тут появляется измененная версия знаменитой истории о чаепитии. Только в этой хронике говорится, что чай с гноем выпил не Мицунари, а сам Тоётоми! Причем последний при этом отметил, что из рук достойного вассала готов принять даже такой чай, и он будет для него изысканным. Потом, если верить истории, Ёшицугу заплакал первый раз за свою взрослую жизнь и отныне присягнул на верность клану Тоётоми в знак благодарности.
Не такая популярная, но более разумная история гласит, что Ёшицугу уже к тому времени был прикован к постели болезнью. В "Рокуонъин Тироку", приписываемым быть дневником монаха из Кинкаку-дзи, говорится, что недуг настолько прогрессировал, что Ёшицугу уже не мог покидать свою резиденцию в течение пяти- шести лет. Его тело было неспособно перенести тяготы далекого путешествия, и это означало, что он не мог принять участие в Корейской кампании и празднованиях победы в ней — то есть в таком состоянии он бы не присутствовал и на любовании цветами в Дайго. Однако, здесь говорится, что в 1598 он все же покинул свой удел, чтобы присутствовать на гэнпуку сына Хидэёши, Тоётоми Хидэёри.

Сэкигахара
После смерти Хидэёши, Ёшицугу планировал вступить в союз с Токугавой Иэясу — так говорится в Иэтада-никки. В 1599, Ёшицугу собрал своих людей и выдвинулся вместе с войсками Токугавы в замок Таруи. Согласно "Кэйтё Кэнмонсю", Мицунари в это время был в своем замке Саваяма, и пригласил Ёшицугу в свой удел. Не смотря на то, что к этому моменту Отани уже был слеп из-за болезни, он был неприятно удивлен, что там его ожидали вооруженные солдаты Ишиды — и затаил безмолвное проклятие на Мицунари. Мицунари представил его своему вассалу, Шиме Киёооки, который и изменил взгляды Отани на Западную армию, но все же Ёшицугу хотел остаться на стороне Иэясу, поскольку был уверен, что Мицунари потерпит поражение. Но тем не менее, по той или иной причине, Мицунари ухитрился уговорить Ёшицугу порвать союз и вступить в Западную Коалицию. Говорилось также, что Иэясу был восхищен талантами Ёшицугу и был готов предложить тому 12 000 коку только за его службу. Новость о внезапной смене стороны Ёшицугу очень удивила его.
Что до того, почему Отани изменил свое первоначальное решение — это остается тайной и по сей день. Никто не знал, почему Ёшицугу так поступил, поскольку об этом было мало записей. Об этом ходило много историй, но все они не имели опоры на исторические факты.
Конечно, самый популярный сценарий развился в период Эдо, и он основывался на узах дружбы. По этой версии Ёшицугу только думал о том, чтобы присоединится к Иэясу, но Мицунари трижды попросил его поддержать Запад. И хотя Отани знал, что это будет провалом, он не мог отбросить прочь свою связь с Ишидой и потому вместе со своими сыновьями вступил в Западную Коалицию. Но другая история гласит, что жена Санады Масаюки была в заложниках у Западной Коалиции. Связанный с семьей Санады узами родства, он был вынужден согласиться на союз ради безопасности этой женщины. По еще одной версии, Отани был на ножах с Укитой Хидэиэ, и хотел присоединиться к Иэясу, лишь бы не сталкиваться с ним. Узнав об этом, Мицунари выступил как посредник в примирении обеих сторон, что и заставило Ёшицугу поддержать его.

Какой бы ни была причина, Ёшицугу уже давно сражался на стороне клана Тоётоми. Ходили слухи, что он дезинформировал Маэду Тошинагу об опасности в Асаинаватэ, что привело к битве и поражению Нивы Нагасиге (хотя это тоже не подтверждено исторически). Другие его деяния до Сэкигахары не были четко известны, но говорилось, что он намекнул Мицунари, что стоит переместить его главную ставку в ночь перед битвой. На Секигахару Отани привел всего 600 человек. С ним были три его вассала: Хитацука Тамэхиро с 900 людьми, его сын, Йошикатсу с около 2500 и Киносита Ёритсугу с 1000. (Итого 5000 человек — маловато-таки). Согласно "Сэкигахара Гунки Тайсэй", Ёшицугу был осведомлен о планах Хидэаки предать Мицунари, но был бессилен как-то предотвратить эту измену. Перегруппировав свои войска так, чтобы наблюдать за передвижениями Кобаякавы, он сделал это только затем, чтобы принять удар, и не дать своим союзникам пострадать от угаданной им изменой.
Как только 15тысячная армия Кобаякавы спустилась с горы на Запад, войска Ёшицугу стали заслоном, пытаясь остановить их наступление. Поскольку Отани собрал элитное войско, сначала получалось так, что он даже имел превосходство — 370 убитых у Кобаякавы, в то время, как у Отани — всего 180. Однако войско Тодо Такаторы напало на Ёшицугу с фланга. Иэтада Никки гласит, что четвертый сын Киёоки, Шима Киёмаса, пытался убить Такэтору одним ударом. Но Киёмасу убил генерал Восточной армии, Такаги Хэйзабуро. Когда слух об участи Киёмасы прокатился по войску Отани, его оборона пошатнулась с обоих флангов, да и численное превосходство взяло свое. Полностью разбитый, Ёшицугу уступил свои позиции и, как говорят, покончил с собой. (Однако на Сэкигахарском могильном камне он записан как Ёситака)

Есть две интересные точки зрения о последних мгновениях его жизни — хотя обе они остаются под вопросом. В "Кэйтё Ниндзю-ки" говорится, что Ёшицугу не мог двигаться сам, потому приехал на Сэкигахару в паланкине. Пока продолжался бой с Кобаякавой, он приказал своему вассалу, Юаса Госукэ, доложить ему, когда битва будет проиграна. Много раз Отани слышал крики своих людей о том, что они проиграли, но Госукэ настаивал, что все еще может измениться. Когда же Юаса признал, что они близки к полному разгрому, Ёшицугу высунулся из паланкина и отсек себе голову. Госукэ до этого обещал своему господину, что спрячет его голову, чтобы она не досталась врагам, но он погиб в сражении, пытаясь пробиться через войска Такаторы. Хотя та же книга утверждает и что Отани сидел верхом на лошади, и приказал разрубить себя поперек живота, как только Госукэ дал свое слово.
Другая история уходит корнями в период Эдо. Некий Тамэхиро был тем, кто доложил Ёшицугу горестную весть о том, что они не могут остановить Кобаякаву. В сожалении от своего бессилия, он написал своему господину стихотворение, чтобы поддержать его перед тем, как тот покончит с собой. Его можно было бы перевести примерно так: «Поскольку мой долг покинуть этот мир во имя твое, встретить нежданный конец жизни твоей — еще прискорбнее». Ёшицугу оценил преданность в словах Тамэхиро и ответил ему своим стихотворением :
«Даже если мы клянемся следовать заветам Шести Путей, ждать придется долго, чтобы встретится снова в иной жизни». В то время, как был отослан его ответ, Тамэхиро уже был убит солдатами Кобаякавы. Тогда Ёшицугу попросил Госукэ ассистировать ему в самоубийстве и спрятать его голову от врагов. Сидя в паланкине, Отани крест-накрест вскрыл себе живот, а Госукэ отрубил его голову. Далее этот вассал должен был захоронить голову своего господина, пока его самого бы не настигла смерть.
Одна из вариаций на эту тему — история того, как Госукэ защищал голову Ёшицугу: он отрубил собственную голову, чтобы отвлечь внимание от останков своего господина. Восточная Коалиция по ошибке взяла себе голову Госукэ, а настоящую голову Отани так и не нашли.


роспись Отани
Разные факты
☽В 1585 году Отани получил этот свой чертов титул гёбу-шойю и жутко бешено этим гордился. В этом же году он сменил мон с двумя ястребиными перьями на двух бабочек.
☽К 1589 году владениями Отани были Цуруга, Нандзё и Имадатэ (если верить памятному камню в Этидзене)
☽В распоряжении Отани был небольшой флот о_О а в его владениях процветала морская торговля
☽Был-таки верующим (или хотел таковым казаться) - жертвовал храму Хатимана и построил святилище в честь корейской кампании Тоётоми
☽В 90х годах закупил кучу кораблей, чем порадовал Тоётоми
☽И все-таки некоторые утверждают, что он воевал в Корее.
☽Заранее догадываясь, что Мицунари проиграет Токугаве, подумывал, как бы их примирить. Не вышло
☽Есть версия, что Отани "был в близкой связи" с Тоётоми
☽Отани был в дружеских отношениях с Токугавой
☽Первоначально собирался примкнуть к востоку, Иэясу ценил его таланты . Когда Токугава узнал, что Отани покончил с собой, он огорчился.
☽Есть версия, что с Мицунари Отани был знаком с детства
☽Перед Сэкигахарой дал Мицунари совет заключить союзы с Укитой и Мори. А заодно заявил, что Ишида страдает высокомерностью и ему не хватает такта в общении с людьми
☽Есть версия, что все же Отани был болен сифилисом, - иначе как бы он ухитрялся столько времени оставаться живым? В то время проказа считалась печатью греха, проклятием, только вот с точки зрения буддизма, такое проклятие было наоборот знаком некой избранности, страданий дарованных заранее. На состояние своей кожи и глаз он жаловался в письме Наоэ
☽Есть легенда, что совершающий самоубийство может проклясть виновника своей смерти и тот умрет в течение трех лет. Считалось, что Ёшитсугу проклял Кобаякаву и именно поэтому тот сошел с ума и через два года умер.
Отани Ёшицугу (大谷 吉継


Родился предположительно в 1559 году, либо же в 1565 году. Умер - в 5 год Кэйтё, 21 октября 1600 года.
Детским именем Ёшицугу было Кацурамацу (桂松





Каймё: 渓広院殿前刑部卿心月白頭大禅定門 (по понятным причинам транслитировать даже не буду пытаться)
Могила Отани находится в префектуре Фукуи, в городе Цуруга на территории храма Эйсё-дзи (永賞寺

Титулы: младший пятый ранг (従五位下

Отцом ему приходился то ли Отани Ёсифуса (大谷吉房



Сестрами Отани Ёшицугу были: Току-химэ (徳姫, жена Симоцумы Ёриюки - 下間頼

Известные в истории дети Ёшицугу - Ёсихару (吉治, он же Ёсикацу 吉勝



читать дальше
Отани еще с эпохи Эдо известен как героический и талантливый друг Исиды Мицунари. Считалось, что они были знакомы с детства и ценили друг в друге справедливость и принципиальность. Наверное, уже всем глаза натер тот известный случай с чайной церемонией в Осакском замке, имевший место в 1587 году. Уже страдавший от лепры Ёшицугу отпил из чашки, которую передавали друг другу присутствующие, и с его губ в чай упали капли гноя. По правилам церемонии, чашку следовало передать дальше, но все отказывались принять ее. Когда она дошла до Мицунари, он выпил все до дна, даже не искривив лица от омерзения и отметил, что чай был очень вкусным. Ёшицугу был тронут жестом своего друга, и, как говорят, именно это подтолкнуло Отани на решение принять сторону Западной Коалиции. Кроме того, есть мнение, что эти двое имели романтические отношения, что и объясняло столь крепкие узы, и начало этому роману положило именно это чаепитие.
Если пресловутая церемония хотя бы имела реальных свидетелей, её описавших (Камия Со:тан, Цуда Согью), то с близкой дружбой всё не так просто - это вопрос дискуссионный. В принципе, для точности, вся биография Отани - дискуссионный вопрос... Источники периода Эдо описывают его как уважаемого и талантливого вассала еще с юности, но никаких толковых данных о нем в исторических сводках не осталось. Точно сказать, кто был его отцом тоже нельзя. Одни источники отсылают к Отани Ёшифусе — вассалу Тоётоми, другие — к Отани Морихару — вассалу клана Отомо, поскольку они жили примерно в одно время и имели одно и то же клановое имя. Происхождение обоих кандидатов на отцовство неизвестно, все что от них осталось — несколько документов и их имена. (+Некоторые источники приписывают ему даже дальнее родство с домой Тайра) Часто говорится, что Ёшицугу родился в провинции Оми: его мать служила при дворе Китамандокоро — именно так Ёшицугу вошел в фавор к Тоётоми. Однако, если вы все же склонитесь к тому, что его отцом был Морихару — это полностью извратит историю Отани: так бы получалось, что Ёшицугу присоединился к Хидэёши, отделившись от семьи Отомо, причем будучи уже далеко за двадцать. Поскольку об обеих семьях Отани известно крайне мало, первая встреча Ёшицугу с Тайко так и останется тайной.

Пробелы в источниках о биографии Отани обеспечили нам пропасть в двадцать, а то и тридцать лет, восполненные лишь россказнями и сплетнями. Среди тех, кто ставит под сомнения его связь с Мицунари, оставляется под вопросом и то, служили ли они Хидэёши еще с ранних лет. Обычно говорят, что Ёшицугу был на год старше Мицунари, но и тут возникают споры, связанные с тем, что его происхождение туманно — говорят, что он мог быть и значительно старше, и намного младше своего друга . Именно незнание точной даты его рождения и создает противоречие с историей о том, что об был любовником Мицунари — романтизация их дружбы получалась в связи с тем, что они были ровесниками — и это добавляет еще тайны личности Ёшицугу. Дошло до того, что некоторые начали высказываться, что и дружбы между ними вовсе не было. Сторонники некоторых гипотез даже говорят, что Отани умер от болезни за год до Сэкигахары. Споры между историками на предмет этой дружбы ведутся и по сей день.
Ёшицугу официально не был женат, но был отцом трех сыновей и одной дочери. Его второй сын погиб вместе с ним на Сэкигахаре, двое оставшихся либо пали, защищая Осакский замок и наследника Тоётоми, либо вообще не участвовали в войне. Дочь Ёшицугу была женой Санады Нобушиге.(по другим данным - не дочь, а воспитанница) Кроме того, есть красивая история, что наложница Ёшицугу последовала за ним на Сэкигахару и потеряла рассудок от горя после его смерти. И еще — хоть и ничем этот слух не подтверждался, некоторые утверждают, что Цуда Сутэдзо из Бьяккотая был одним из его потомков.
Есть теория, что род Отани происходит из префектуры Сига, что в провинции Ига. Кроме того, род этот был довольно долго вассальным по отношению к клану Отомо, а если верить генеалогическому словарю - происходит от Тайра Садамори.
О юности Отани Ёшицугу нет абсолютно никаких точных данных. Согласно Осакской документации , он был принят на службу Тоётоми по совету Ишиды, во второй год Тэнсё. (1574), с 700 другими принявшими вассальную клятву роду Тоётоми.
После этого он некоторое время командовал конницей в Хариме (1577-1578), и участвовал во взятии замка Мики.
В апреле 1583, 11 год Тэнсё, в возрасте 24 лет он участвовал в битве при Сидзугатакэ. Если верить записям, о нём уже упоминают неотделимо от Мицунари, и сказано было, что "Отани Кацурамацу" отличичлся в битве.
В 13 год Тэнсё (1585 ) Тоётоми назначил Отани на должность гёбу-шойю, тогда же Ёшицугу сменил клановый мон. С тех пор, Отани был в числе приближённых Тоётоми и занимался многими государственными и бюрократическими вопросами.
"Неизлечимую болезнь", о которой говорится далее в документах, историки часто определяют, как проказу. Однако более вероятно, что это был сифилис. Первые упоминания о болезни Ёшицугу относятся к 14 году Тэнсё (1586), ему было 27 лет.
Есть популярная версия, что он носил белый платок, который закрывал и голову, и лицо, но её опровергают его переписки с Санадой, в которых говорится о том, что у него белое лицо, но не изуродованное проказой.
К 1588 году - после покорения Кюсю Отани даруют замок Цуруга, затем он участвует в битве при Комаки и Корейской кампании. Но болезнь прогрессирует и по некоторым данным в 1597 году он уже не выезжает из своего удела.

Имена и титулы
Если принимать версию, что Ёшицугу был сыном Ёшифусы — его детским именем было Кацурамацу (桂松

Первым его официальным титулом был Хэйма (平馬 ), который был ему дан в ранние годы служения. По одной версии оно было дано ему за то, что Ёшицугу руководил конницей в Хариме, по другой — за его службу в замке Мики. Несколько лет спустя, надписи в храмах уже запечатлели его титул как Киноскэ или Нориноскэ (紀之介

Когда Ёшицугу заболел лепрой, все говорили о том, что его лицо приобрело мертвенную бледность, за что его и прозвали Широйкао — Бело лицо(白頭 ). Некоторые легенды отмечают то, что это прозвище могло быть вызвано тем, что он скрывал свое лицо за белой маской -
что было типичным для больных этим недугом.

Служба у Тоётоми
Начало карьеры Ёшицугу неизвестно, но скорее всего он стал вассалом Хидэёши в низком чине косё или стал ёрики Мицунари к середине или концу 1570х. (Либо лет в 15, либо около 20 лет). Многие историки склоняются к тому, что он был в числе 700 или около того человек, которые присоединились к Тоётоми после Инцидента в Хонно-дзи. Он присоединился к Като Тораноскэ, Фукусима Ичимацу и другим косё, что брали замок Нагахама у Шибаты Кацутоё, племянника Шибаты Кацуиэ. Легенда говорит, что восторженный Хидэёши отозвался об Отани следующим образом: «Дайте мне миллион солдат, но я бы с радостью наблюдал, как он поведет их»
После битвы при Сидзугатакэ, как говорят, Ёшицугу примкнул к войскам Тоётоми. Если отбросить все неисторичные россказни и частички «бы» да «говорят, что» - все же можно вырвать определенные факты биографии Отани. Одна из точек зрения утверждает, что именно он был тем, кто использовал свой ум, чтобы убедить Кацутоё сдаться без боя. Хотя другая история утверждает, что он храбро сражался на передовой и свершил много подвигов благодаря своему прекрасному владению копьем. Известно, что Хитоцуянаги Каки утверждал, что Хидэёши высказал грандиозную похвалу и Ёшицугу, и Мицунари, особенно отмечая Отани: «Отани Кацурамацу был прекрасен с самого первого своего выпада». Однако, эта реплика не отражена ни в одном историческом тексте, поэтому ее можно точно отнести к художественному вымыслу.
Вот что известно точно, так это то, что Ёшицугу служил под титулом Гёбу-шойю (младший Министр Юстиции) в 1585. К тому времени Ёшицугу уже вошел в число элиты и приближенных Хидэёши. Согласно официальному документу "Уно Мондо-никки", написанному как отчеты для Кеннъо, Ёшицугу и Мицунари были среди людей, что сопровождали Хидэёши в Аримский онсен в Сентябре того же года и сидели с ним в одном источнике.
Несколько лет спустя, Ёшицугу подхватил серьезный недуг. Существует довольно известная история о том, как он заболел проказой. В 1586 году, по время его пребывания в Осаке, поднялось волнение, и Ёшицугу отправился самолично его подавить. Во имя Хидэёши он порубил тысячу человек, но их грязная кровь и куски внутренностей как-то попала в его тело через раны, и заразила его.
"Уно Мондо-никки" и "Тамонъин-никки", которые обычно считаются дневниковыми записями монаха по имени Эйсюн, дает долее мягкую трактовку причины заболевания Ёшицугу. Они передают слухи, что Ёшицугу пытался получить кровь жителей города — это был метод, который по повериям лечил недуги. Кроме того, есть версии, что он был болен еще с Сидзугатакэ, но симптомы не проявлялись до этого времени. В исторических документах не было детального описания симптомов его болезни, но люди, как правило, считали, что это была лепра — согласно историям периода Эдо, - или же сифилис — другое объяснение тому, что заразился Отани через кровь или другие телесные жидкости.

С этого момента, история Ёшицугу разнится по двум основным принципам. Сайфуку-дзи Энкинсэй, исторический текст, который подвергается сейчас критическому анализу на предмет его достоверности, утверждает, что Ёшицугу вместе с Мицунари отправился на Кюсю в 1587 и помогал ему вести 12 тысячный отряд без особых затруднений. В 1588 Мори Тэрумото в своем дневнике отмечает, что с Мицунари был эскорт из трех человек, которые давали ему советы. Хотя имена этих людей были не указаны, вполне приемлемо приписать Ёшицугу присутствие на Кюсю в тот момент. В качестве награды Отани получил 50 000 коку и стал даймё в замке Цуруга. Как глава провинции, он разделил 10 000 коку между местными вассалами Тоётоми. Затем он отправился в Мицунари в Одавару и, как говорят, присутствовал в замке Оси, хотя детали его участия в обоих конфликтов неясны. Когда Хидэёши приказал еще раз подавить волнение в провинции Кии, Ёшицугу был одним из тех, кто принял в этом участие и приблизил поражение Акиты Санэсуэ. Кроме того, утверждают, что он следовал за Мицунари во время подавления различных восстаний, участвовал в укреплении замка Фушими, и даже в Корейской кампании. В дальнейших конфликтах Ёшицугу завоевал уважение за свои достижения с военным флотом, его даже называли «бесподобной морской жемчужиной».
Ёшицугу вернулся из Кореи прославленным героем и был тепло принят Хидэёши в Осаке. Тут появляется измененная версия знаменитой истории о чаепитии. Только в этой хронике говорится, что чай с гноем выпил не Мицунари, а сам Тоётоми! Причем последний при этом отметил, что из рук достойного вассала готов принять даже такой чай, и он будет для него изысканным. Потом, если верить истории, Ёшицугу заплакал первый раз за свою взрослую жизнь и отныне присягнул на верность клану Тоётоми в знак благодарности.
Не такая популярная, но более разумная история гласит, что Ёшицугу уже к тому времени был прикован к постели болезнью. В "Рокуонъин Тироку", приписываемым быть дневником монаха из Кинкаку-дзи, говорится, что недуг настолько прогрессировал, что Ёшицугу уже не мог покидать свою резиденцию в течение пяти- шести лет. Его тело было неспособно перенести тяготы далекого путешествия, и это означало, что он не мог принять участие в Корейской кампании и празднованиях победы в ней — то есть в таком состоянии он бы не присутствовал и на любовании цветами в Дайго. Однако, здесь говорится, что в 1598 он все же покинул свой удел, чтобы присутствовать на гэнпуку сына Хидэёши, Тоётоми Хидэёри.

Сэкигахара
После смерти Хидэёши, Ёшицугу планировал вступить в союз с Токугавой Иэясу — так говорится в Иэтада-никки. В 1599, Ёшицугу собрал своих людей и выдвинулся вместе с войсками Токугавы в замок Таруи. Согласно "Кэйтё Кэнмонсю", Мицунари в это время был в своем замке Саваяма, и пригласил Ёшицугу в свой удел. Не смотря на то, что к этому моменту Отани уже был слеп из-за болезни, он был неприятно удивлен, что там его ожидали вооруженные солдаты Ишиды — и затаил безмолвное проклятие на Мицунари. Мицунари представил его своему вассалу, Шиме Киёооки, который и изменил взгляды Отани на Западную армию, но все же Ёшицугу хотел остаться на стороне Иэясу, поскольку был уверен, что Мицунари потерпит поражение. Но тем не менее, по той или иной причине, Мицунари ухитрился уговорить Ёшицугу порвать союз и вступить в Западную Коалицию. Говорилось также, что Иэясу был восхищен талантами Ёшицугу и был готов предложить тому 12 000 коку только за его службу. Новость о внезапной смене стороны Ёшицугу очень удивила его.
Что до того, почему Отани изменил свое первоначальное решение — это остается тайной и по сей день. Никто не знал, почему Ёшицугу так поступил, поскольку об этом было мало записей. Об этом ходило много историй, но все они не имели опоры на исторические факты.
Конечно, самый популярный сценарий развился в период Эдо, и он основывался на узах дружбы. По этой версии Ёшицугу только думал о том, чтобы присоединится к Иэясу, но Мицунари трижды попросил его поддержать Запад. И хотя Отани знал, что это будет провалом, он не мог отбросить прочь свою связь с Ишидой и потому вместе со своими сыновьями вступил в Западную Коалицию. Но другая история гласит, что жена Санады Масаюки была в заложниках у Западной Коалиции. Связанный с семьей Санады узами родства, он был вынужден согласиться на союз ради безопасности этой женщины. По еще одной версии, Отани был на ножах с Укитой Хидэиэ, и хотел присоединиться к Иэясу, лишь бы не сталкиваться с ним. Узнав об этом, Мицунари выступил как посредник в примирении обеих сторон, что и заставило Ёшицугу поддержать его.

Какой бы ни была причина, Ёшицугу уже давно сражался на стороне клана Тоётоми. Ходили слухи, что он дезинформировал Маэду Тошинагу об опасности в Асаинаватэ, что привело к битве и поражению Нивы Нагасиге (хотя это тоже не подтверждено исторически). Другие его деяния до Сэкигахары не были четко известны, но говорилось, что он намекнул Мицунари, что стоит переместить его главную ставку в ночь перед битвой. На Секигахару Отани привел всего 600 человек. С ним были три его вассала: Хитацука Тамэхиро с 900 людьми, его сын, Йошикатсу с около 2500 и Киносита Ёритсугу с 1000. (Итого 5000 человек — маловато-таки). Согласно "Сэкигахара Гунки Тайсэй", Ёшицугу был осведомлен о планах Хидэаки предать Мицунари, но был бессилен как-то предотвратить эту измену. Перегруппировав свои войска так, чтобы наблюдать за передвижениями Кобаякавы, он сделал это только затем, чтобы принять удар, и не дать своим союзникам пострадать от угаданной им изменой.
Как только 15тысячная армия Кобаякавы спустилась с горы на Запад, войска Ёшицугу стали заслоном, пытаясь остановить их наступление. Поскольку Отани собрал элитное войско, сначала получалось так, что он даже имел превосходство — 370 убитых у Кобаякавы, в то время, как у Отани — всего 180. Однако войско Тодо Такаторы напало на Ёшицугу с фланга. Иэтада Никки гласит, что четвертый сын Киёоки, Шима Киёмаса, пытался убить Такэтору одним ударом. Но Киёмасу убил генерал Восточной армии, Такаги Хэйзабуро. Когда слух об участи Киёмасы прокатился по войску Отани, его оборона пошатнулась с обоих флангов, да и численное превосходство взяло свое. Полностью разбитый, Ёшицугу уступил свои позиции и, как говорят, покончил с собой. (Однако на Сэкигахарском могильном камне он записан как Ёситака)

Есть две интересные точки зрения о последних мгновениях его жизни — хотя обе они остаются под вопросом. В "Кэйтё Ниндзю-ки" говорится, что Ёшицугу не мог двигаться сам, потому приехал на Сэкигахару в паланкине. Пока продолжался бой с Кобаякавой, он приказал своему вассалу, Юаса Госукэ, доложить ему, когда битва будет проиграна. Много раз Отани слышал крики своих людей о том, что они проиграли, но Госукэ настаивал, что все еще может измениться. Когда же Юаса признал, что они близки к полному разгрому, Ёшицугу высунулся из паланкина и отсек себе голову. Госукэ до этого обещал своему господину, что спрячет его голову, чтобы она не досталась врагам, но он погиб в сражении, пытаясь пробиться через войска Такаторы. Хотя та же книга утверждает и что Отани сидел верхом на лошади, и приказал разрубить себя поперек живота, как только Госукэ дал свое слово.
Другая история уходит корнями в период Эдо. Некий Тамэхиро был тем, кто доложил Ёшицугу горестную весть о том, что они не могут остановить Кобаякаву. В сожалении от своего бессилия, он написал своему господину стихотворение, чтобы поддержать его перед тем, как тот покончит с собой. Его можно было бы перевести примерно так: «Поскольку мой долг покинуть этот мир во имя твое, встретить нежданный конец жизни твоей — еще прискорбнее». Ёшицугу оценил преданность в словах Тамэхиро и ответил ему своим стихотворением :
«Даже если мы клянемся следовать заветам Шести Путей, ждать придется долго, чтобы встретится снова в иной жизни». В то время, как был отослан его ответ, Тамэхиро уже был убит солдатами Кобаякавы. Тогда Ёшицугу попросил Госукэ ассистировать ему в самоубийстве и спрятать его голову от врагов. Сидя в паланкине, Отани крест-накрест вскрыл себе живот, а Госукэ отрубил его голову. Далее этот вассал должен был захоронить голову своего господина, пока его самого бы не настигла смерть.
Одна из вариаций на эту тему — история того, как Госукэ защищал голову Ёшицугу: он отрубил собственную голову, чтобы отвлечь внимание от останков своего господина. Восточная Коалиция по ошибке взяла себе голову Госукэ, а настоящую голову Отани так и не нашли.


роспись Отани
Разные факты
☽В 1585 году Отани получил этот свой чертов титул гёбу-шойю и жутко бешено этим гордился. В этом же году он сменил мон с двумя ястребиными перьями на двух бабочек.
☽К 1589 году владениями Отани были Цуруга, Нандзё и Имадатэ (если верить памятному камню в Этидзене)
☽В распоряжении Отани был небольшой флот о_О а в его владениях процветала морская торговля
☽Был-таки верующим (или хотел таковым казаться) - жертвовал храму Хатимана и построил святилище в честь корейской кампании Тоётоми
☽В 90х годах закупил кучу кораблей, чем порадовал Тоётоми
☽И все-таки некоторые утверждают, что он воевал в Корее.
☽Заранее догадываясь, что Мицунари проиграет Токугаве, подумывал, как бы их примирить. Не вышло
☽Есть версия, что Отани "был в близкой связи" с Тоётоми
☽Отани был в дружеских отношениях с Токугавой
☽Первоначально собирался примкнуть к востоку, Иэясу ценил его таланты . Когда Токугава узнал, что Отани покончил с собой, он огорчился.
☽Есть версия, что с Мицунари Отани был знаком с детства
☽Перед Сэкигахарой дал Мицунари совет заключить союзы с Укитой и Мори. А заодно заявил, что Ишида страдает высокомерностью и ему не хватает такта в общении с людьми
☽Есть версия, что все же Отани был болен сифилисом, - иначе как бы он ухитрялся столько времени оставаться живым? В то время проказа считалась печатью греха, проклятием, только вот с точки зрения буддизма, такое проклятие было наоборот знаком некой избранности, страданий дарованных заранее. На состояние своей кожи и глаз он жаловался в письме Наоэ
☽Есть легенда, что совершающий самоубийство может проклясть виновника своей смерти и тот умрет в течение трех лет. Считалось, что Ёшитсугу проклял Кобаякаву и именно поэтому тот сошел с ума и через два года умер.
@темы: sengoku jidai, мое бездарное
Один вопрос: выходит, дружба с Такаторой полностью вымышленная?
но что для био брал - там ни слова про Такатору не попадалось
его мать была одной из дам в Кодаи-Ин
у Кодай-ин
это же про Нэнэ
Сторонники некоторых гипотез даже говорят, что Отани умер от болезни за год до Сэкигахары
а сторонники других гипотез не считают, что никакого Отани не было вообще?
а где мимимишная история про бумажные доспехи?)))
Эмберли,
He was blind and was so crippled by illness that he could not stand or don armor. Even so, Yoshitsugu sought to present himself as a proper general. He wrote "paper armor" onto a piece of paper and wore it over his body. His men were greatly moved by his integrity to duty and repaid him by driving the Eastern army at bay. During the early movements of the battle, the Ōtani forces were one of the armies reputed for their ferocity.
Это с его страницы в Коей-вики
ох господи у кого-то в этой стране аватарка с бакуроку господи ♥ооооооооооооооо любимушка, спасиииииииибо, осталось не забыть прочесть ♥А♥
не за что) там правда еще кривости русского текста со всех раз остались, но я сегодня все вычитаю))
я как раз допрошла 2ую игру, и сижу страдаю в гордом одиночестве, создатели сделали все, чтобы не быть популярными за рубежом, и все на меня косятся с моим бакуроком головного мозга)
у меня была аудиодрамка относительной степени историчности как раз про диалог с Мицунари перед Сэкигахарой, надо бы поднять по случаю.
о, спасибо *_*
бакурок хорош, причем в играх еще сценарий чуть более адекватен, и куда более качественно прописаны диалоги.
они и тащат все это безобразие.
вот это и радует, кстати) аниме вышло гораздо хуже игры, обоснуи укатились в непонятно куда Т_т