Kyodai, your kansai is protruding
из The Last Samurai: The Life And Battles of Saigo Takamori (by Mark Ravina)

Система годзю уходит корнями у 1590 годам, когда Шимазу, следуя приказам Тоётоми Хидэёши, начал собирать самураев для вторжения в Корею. После того, как Сацума смогла поднять около 10 тысяч человек, в уделе остались тысячи никем не обучаемых наследников этих самых будущих вторженцев. Чтобы как-то организовать эту бесконтрольную молодежь, в провинции был заложен фундамент системы годзю.
Мальчики были разбиты на группы, в зависимости от того, где они жили, и были призваны придерживаться правил приличия даже в отсутствие старших мужчин в семье. В 1596 году в Сацуме вышел законодательный акт, который запрещал пресечение законов, бранную речь и двуличие. Детей следовало воспитывать согласно этому указу - то есть на глубокой идеологической основе.

В середине 18 века эта несложная система социального контроля была переиначена, превратившись в простейшую систему образования мальчиков самурайского сословия. Столица провинции была поделена на районы, называемые годзю: к началу 19 века в Кагосиме было 18 таких районов, но к 1860 годам их было уже более 30. Внутри годзю существовала система самоуправления. В каждом районе был свой лидер, подобие главного управления и собственный кодекс поведения. В некоторых районах даже были особые здания, где проходили занятия, - чаще всего это были некогда частные дома. Мальчиков в каждом районе делили на две основные группы: младшие дети, - их называли чиго, - и старшие - нисэ.

Обычно мальчиков приписывали к годзю в возрасте 5-6 лет, - то есть, в японском понимании детям было 7 лет. (Год до рождения засчитывался тоже!) Таким образом, пресечение порога в 7 лет было переходом от детства к подготовке ко взрослой жизни. Обычно мальчикам дарился вакидзаси, показывающий их новый статус, - затем ребенка отводили в годзю, чтобы представить его лидеру - нисэ гашире.

Новоприбывшие считались младшими чиго, и с тех пор на них распространялось правило о комендантском часе. Весь день был расписан почти по часам. Из дому дети уходили еще до 6 утра, - в 6 они уже должны были быть у местного учителя, который обучал их чтению, в основном - конфуцианских классических текстов. Эти уроки должны были подмечать значимость умения бегло читать, тренировать свою память, в большей степени чем толковать текст - это часто доводило мальчиков до слез. Учителями часто были старшие мальчики, нисэ, и даже нередко сам нисэ гашира.

После утренних занятий чиго могли отправиться домой и позавтракать, позаниматься дома, или помочь там в каких-то домашних делах. В 8 утра они снова собирались под началом старших чиго - но теперь для физических занятий или например, верховой езды. Для развития силы дети играли в игры вроде "Ко:сан ивасэ" - что-то напоминающее кучу мала, когда мальчики наваливались на одного из играющих, пока их не отзывал приставленный к ним учителем. Примерно с 10 часов мальчики снова отправлялись заниматься но на этот раз урок включал в себя и изучения правил поведения. После полуденного перерыва мальчики снова собирались в 14 часов.

Для обучения чиго в основном использовали три текста - Рэкидаи ута, Ироха ута и Торагари моногатари - все они были тематически сфокусированы на клане Шимазу или провинции Сацума. Так, например, авторство Ироха ута (Алфавитная песня) приписывалось Шимазу Тадаёши, даймё 16 века. Это было стихотворение из 46 назидательных фрагментов, расположенных в алфавитном порядке. В наставлении говорилось о том, что следует усердно учиться, не искать мести, вести себя пристойно.

Другие тексты были не такими нудными - Торагари моногатари (История об охоте на тигра) - рассказывала о Корейском походе Тоётоми Хидэёши, но с точки зрения войска даймё Шимазу. Рэкидаи ута (Песнь поколений) - рассказывала о поколениях клана Шимазу, начиная с Шимазу Тадахисы, то есть с 1185 года. В этом тексте явно выделялась мысль, что в своем уделе даймё Шимазу равны Императорам в масштабе всей страны. В более поздние периоды, мальчики из Сацумы читали более разнообразные тексты, хотя большинство из них все равно были классикой Конфуцианства. Все-таки основой обучения в системе годзю была история и традиции клана Шимазу.

В 16 часов мальчики собирались на улице для занятий боевыми искусствами, под началом нисэ. В отличие от утренних занятий, здесь уже были задействованы серьезные вещи вроде фехтования. Интересно, что в Сацуме всегда использовали деревянные мечи, а не более безопасный шинай. В Сацуме были распространены две школы: Джиген-рю, основанная Того Шигекатой и Якумару-рю, собранная из разных стилей, но основанная последователем Джиген-рю. Первая школа славилась более агрессивным стилем, и считалась одной из самых известных в стране. Если большинство школ уделяло внимание и обороне, и нападению, то эта была придумана, чтобы играть на ошибках противника. Смыслом Джиген-рю был один смертоносный удар. Якумару-рю была еще более агрессивной, основанная на готовности нападающего встретить свою смерть. Не исключено, что самые известные хитокири 1860х годов владели именно Якумару-рю. Некоторые источники утверждают, что им владел и Сайго.

Обычно мальчики занимались на улице не смотря даже на непогоду, но если становилось совсем невыносимо, они играли в карточные игры на историческую тему, Муша карута с карточками, на которых были изображены воины, прославившиеся своей верностью, и Даймё карута, - через которую заучивали известных даймё, оставивших след в истории. К 18 часам мальчики возвращались домой: начинался комендантский час, и им нельзя было выходить из дому до 6 часов утра следующего дня.

@темы: bakumatsu, мое бездарное

Комментарии
09.04.2013 в 12:43

Ничто так не портит характер, как высшее образование
кроме всего прочего, в Дзигэн-рю используется свой тип боккэна (даже несколько - для разных предназначений, народ говорит около 5)

еще в туда же:
Современное каратэдо генетически связано с несколькими направлениями боевого искусства. Одно из этих направлений - Сюритэ - сложилось в конце эпохи Эдо (1603-1867), когда окинавец Сакугава Канга синтезировал китайское кэмпо и окинавское боевое искусство тэ и заложил технический фундамент современного каратэдо. Его ученик Мацумура Сокон изучал северные стили китайского кэмпо и японскую сацумскую школу искусства меча Дзигэн-рю и, привнеся из них отдельные технические элементы и методики тренировки, завершил становление Сюритэ. И Сакугава, и Мацумура были отличными мастерами в искусстве оружейного боя, вплоть до наших дней сохранились разработанные ими ката - Сакугава-но кон с палкой и Мацумура-но сай с металлическим жезлом в виде трезубца. К их же традиции относятся такие ката каратэ, как Кусанку, Пассай, Найфантин и другие.

Нам хотелось бы особо подчеркнуть тот факт, что Мацумура Сокон был удостоен высшего мастерского сертификата о "полной передаче учения" (мэнкё кайдэн) в школе Дзигэн-рю. Так почему же великий мастер каратэ уделил столько внимания занятиям фехтованием?

Дело в том, что все самураи княжества Сацума, которое в те времена владычествовало над Окинавой (в тот период называлась Рюкю), владели искусством меча Дзигэн-рю, и для окинавских воинов, мастеров боевых искусств, лишенных оружия, важнейшей целью подготовки являлась как раз способность противостоять прекрасно подготовленным и вооруженным воинам Сацумы (другой целью являлась защита купеческих кораблей от нападений пиратов).

Особенностью школы Дзигэн-рю является наращивание силы удара мечом с помощью методики татикиути - многократных ударов тренировочным деревянным мечом по столбу. Эта методика позволяет достичь такого мастерства, когда противника можно сразить одним ударом меча. В 1877 году во время так называемой Юго-Западной войны (имеется в виду самурайское восстание в Сацума под руководством Сайго Такамори - А. Г.) отряд меченосцев из сацумских самураев продемонстрировал свое подавляющее превосходство в рукопашном бою.

Однако, хотя при описании Дзигэн-рю многие склонны выделять в качестве ее специфики одну лишь силу удара, в действительности, фундаментом такого удара является не только сила рук, но и тончайший контроль за дыханием и тонкое чувство дистанции, причем для формирования этих качеств используются многочисленные ката.
Ката в Дзигэн-рю разделены на 4 ступени, всего же их 12 (на самом деле, с учетом различных вариаций, значительно больше). Практикуя их, ученик постигает принципы реального боя и формирует ценные навыки. С точки зрения методики, Дзигэн-рю чрезвычайно близка каратэдо. Действительно, разве не являются фундаментом современной методики каратэдо акцент на развитие силы, позволяющей сразить врага одним ударом, и постижение принципов реального боя с помощью практики ката? Полагают, что идея характерной для каратэдо закалки ударных частей с помощью макивары - столба, обмотанного рисовой соломой, - также позаимствована из практики татикиути школы Дзигэн-рю. Поскольку в это же время были разработаны и различные ката, отражающие специфику различных технических приемов, по-видимому, можно предполагать, что занятия искусством меча Мацумура Сокон позволили ему совершить настоящую революцию в каратэдо.
09.04.2013 в 12:46

Kyodai, your kansai is protruding
ahotora, спасибо) ну я брал с исходника, так что там не расписывали - книга просто не о том :D
я о джиген-рю вообще узнал, когда в басару играл за деда Ёши :D
09.04.2013 в 12:49

Ничто так не портит характер, как высшее образование
oni-fukucho, я частями слышала, когда про каратэ писала...:hmm: про деда - никак не знаю:lol:
09.04.2013 в 12:54

Kyodai, your kansai is protruding
ahotora, просто там как раз у Шимазу это самое Джиген-рю и стоит)) сносит всех одним ударом и меч у него на пилу похож
09.04.2013 в 12:56

Какая часть моего "мяу" тебе непонятна?! *кошачий призрак с Млечного пути*
Сова в ужасе от распорядка.... Жаворонки атакуют!
09.04.2013 в 13:00

Kyodai, your kansai is protruding
Тайо, да жуть какая-то а не распорядок
09.04.2013 в 18:23

Ничто так не портит характер, как высшее образование
oni-fukucho, "боккэн оригинальной формы":lol:
09.04.2013 в 18:29

Kyodai, your kansai is protruding
ahotora, бля ХДДД звучит-то как
13.04.2013 в 10:42

ретроград и консерватор. Держимся за Скрепы кода 2004 года!
Спасибо, очень познавательно.
13.04.2013 в 17:45

Kyodai, your kansai is protruding
Iraeniss, не за что)