Kyodai, your kansai is protruding
для Charlie Mad., как и обещал

переведено отсюда
www.shinsengumi-no-makoto.net/hijikata_toshizo....
7 страниц и все про Хиджикату
Хиджиката Тошизо,
зам. Командира Шинсенгуми
Родился — 5 мая 1835, Ишида, Тама, Мусаси
(или же 31 мая, 1835, Ишида, Хино, Токио)
Умер — 11 мая 1869, Хакодатэ, Эзо, в возрасте 35 лет
(или же 20 июня 1869, Хакодатэ, Хоккайдо, в возрасте 34 лет)
Имена
Имина — Ёшитоё
Литературный псевдоним — Хогьёку
После смены имени — Найто Хаято
Каймё - Сайшин-инден-сэйзан-ёшитоё-дайкоджи
Хиджиката принял имя «Найто Хаято», когда его сделали высокопоставленным вассалом клана Токугава, 1 марта 1869 (24 марта 1868). Имя, Хаято, кажется, было выбрано, потому что было частью имени его отца. Однако, Тошизо вернулся к своему прежнему имени, когда Кондо был схвачен и казнен.
Его каймё было составлено Мацудайрой Катамори. Оно включает в себя элементы «инден» и «дайкоджи», которые обычно вставлялись в каймё аристократов. Будучи сыном крестьянина, он оказался удостоенным такой огромной чести.
Факт о том, что он открыто использовал свою фамилию в конце своей жизни — сам по себе странен. В начале периода Эдо, правительство бакуфу запретило всем гражданам, не имеющим статус самурая, иметь фамильное имя. Для многих это вообще не было проблемой. Но зажиточные семьи делали свои фамилии «тайными именами», которые знали только их члены и близкие товарищи. Эти фамилии хранились на манер имина. Хиджиката не использовал свою фамилию до тех пор, пока не отправился в Киото.
Внешний вид
Хиджиката был, как тогда говорили, «красив, как актер», - и правда, даже по фото видно, что он умопомрачительно привлекателен. Где бы он ни находился, на него вечно сворачивали шеи женщины, и многие влюблялись в него с первого взгляда. У него была очень бледная кожа, а волосы — такими темными, что отливали синим. Он был достаточно высоким для того времени — при среднем росте 154 -158см, его рост составлял 165- 167 см. 165 см, - это более точно, потому что говорят, что Окита был выше. Правда вот, у Тошизо была дурная привычка немного сутулиться.
Он всегда одевался со вкусом. Говорили, что пока он был в Киото, выглядел совсем как даймё. По особым случаям он носил черное хаори с монами и хакама из сендайхарского шелка.
Характер и привычки
Всем известно то, что Хиджиката любил писать хайку под псевдонимом Хогьёку. До того, как отправиться в Киото, оно сделал подборку своих стихов и оставил своей семье. Но большинство читавших их, отмечали, что стихи посредственные. А по мне, так красивые стихи =_=
Кажется, Тошизо испытывал отдельную любовь к «умэ», в зависимости от перевода — или слива, или абрикос, или и то и другое сразу, поскольку многие из его хайку аллюзируют к ее цветению. На цубе и сая его меча тоже были вырезаны цветы. Считается, что любимым цветом был красный — даже маску для кендо шнуровал красным шнурком, за что его регулярно подкалывали. До фанатизма любил такуан (маринованный дайкон), особенно как его готовили родственники по линии Хашимото. Однажды, отправившись их навестить, он так хвалил его, что хозяин дома взял и разрешил Тошизо взять с собой столько, сколько хочет. Хиджиката чертовски обрадовался и утащил с собой целое ведро!
Хиджикату часто называли «онифукучо», дословно «демонический замком», благодаря его жестокой натуре. На самом-то деле при его жизни такого не было — этот миф породил роман Шибы Рётаро «Moeyo Ken».
В реальности, по свидетельствам современникам, он был спокойным, открытым человеком. Разговаривал мало, и очень редко смеялся или улыбался. В Хакодатэ многие заметили, что он никогда не вел себя недостойно самурая, даже в частном общении. Это все заставляло думать людей, что он гораздо строже, чем был на самом деле.
О Хиджикате многие говорили, что он добрый и мягкий человек. Один из современником, имевшим дело с Шинсенгуми, позже говорил, что даже сидя лицом к лицу с замкомом, он никогда не замечал за ним неприятного повеления, - он вообще говорил, что Тошизо в общем-то был «человеком, который к себе располагает». К тому времени, как Хиджиката отправился в Хакодатэ, эта черта стала более заметной, - один из членов Шинсенгуми, Накадзима Нобори, даже писал, насколько «мягким» он стал в последние годы, на подписи к известному портрету замкома.
Но нельзя сказать, что он был совершенно непримечателен. Как лидер, он был харизматичен, вдохновлял людей на верность и искренне верил своим последователям. Его войска в Хакодатэ восхищались им и один даже по прошествии времени признался, что они «рыдали, как дети, потерявшие свою мать», когда до них дошла новость о смерти Хиджикаты.
Даже в годы пребывания в Киото, его подчиненные не считали его методы слишком жестокими или властными. Мацумото Рьёдзин, врач от правительства Токугавы, который время от времени бывал в казармах Шинсенгуми, высказывал мнение, что ополчение попросту распалось бы, если бы там не было Хиджикаты. Одного его присутствия обычно было достаточно, чтобы удержать Кондо от серьезных ошибок и разногласий с подчиненными. Даже когда Нагакура и остальные составили петицию против Кондо, никто и словом не обмолвился о том, что недоволен и Хиджикатой.
Хотя многие источники отмечают, что в детстве он был «испорченным и плохо воспитанным ребенком» и «задирой» при незнакомых людях, - непонятно, откуда вообще взялась такая идея. Те, кто его знал, говорили, что он был хорошим мальчиком, а когда слышали о тех реках крови, за которые он был в ответе в Киото — просто не верили своим ушам. Часто говорят, что в Хакодатэ он вернулся «к своему истинному я», - намекая на то, что до того, как уйти в Киото, он был очень мягким человеком. Вероятно, его отказ работать в магазине в Эдо и породил эту самую идею об испорченности.
К слову, дурная слава Хиджикаты его самого очень даже поражала. Хотя на самом деле у него были заскоки в духе очень специфического и откровенно черного чувства юмора. Как-то раз навещая родных, он поверг людей в шок, заявив что один из его мечей заржавел от обилия крови. А еще как-то раз он прислал ученикам Шиейкана огромную посылку с запиской «Я вам тут прислал кое-какие ценности». Когда посылку открыли, там обнаружили просто невероятное количество любовных писем от женщин из Киото, адресованных Хиджикате. Молодежь сочла это очень забавным и заявила, мол «И тут Тоши-сан нас уделал!»
Хотя по большей части Хиджиката был очень сдержанным и спокойным и никогда не действовал опрометчиво перед лицом опасности. Он очень редко терял контроль над собой, и все отмечали, что он был очень терпимым человеком. А вот Като Хироюки, ученый от бакуфу, изучавший запад, отмечал, что если Хиджиката злился по какому-то поводу, то был даже более буйным, чем Кондо. Из них двоих, власти бакуфу считали, что контролировать замкома было труднее.
Существует множество свидетельств его храбрости на поле боя, как говорят, в сражениях в Эзо ему не было равных. Его даже больше ценили за талант стратега и то, как эффективно он исполнял все приказы и обязанности. Его родственник, Хашимото Масано, вспоминал, что Хиджиката всегда очень много читал, но его знание военного дела было чем-то врожденным. Француз Жиль Брюне тоже был восхищен его способностями. Он называл Хиджикату «истинным воином», и рассуждал на тему того, что если бы он служил в Европейской армии, то определенно был бы генералом.
Еще одна черта, о которой следует сказать — это его практичность. Он с легкостью перенимал новые идеи, если ему доказывали их выгодность. Во времена Шинсенгуми, есть мясо было очень редким явлением. Но когда Мацумото объяснил Хиджикате, как полезно добавить в их рацион свинину и курицу, замком приказал своим людям нагородить свинарники и курятники — и начать есть мясо.
Кацу Кайсю, кажется, идеально подвел итог характеристике Хиджикаты, назвав его «единственным человеком такого великого достоинства».
Семья
Отец — Ёшиацу (Хаято) 1792 — 1835, умер в 44 (43)
Мать — Эцу 1792-1840, умерла в 49 (48)
Их первый сын — Тамэджиро, 1812-1883, умер в 72 (71)
Второй сын — без имени, умер нерожденным 11 октября 1813
Третий сын — тоже умер нерожденным, 12 июня 1815
Четвертый сын — Кироку, 1819-1860, умер в 42 (41)
Первая дочь — умерла нерожденной, 4 августа 1821
Вторая дочь — тоже умерла нерожденной, 5 мая 1822
Третья дочь — Шуу, 1823-1838, умерла в 16 (15)
Четвертая дочь — Нобу, 1831-1877, умерла в 47 (46)
Пятая дочь — Дайсаку, 1828-1877, умерла в 50 (49)
Шестой сын — Тошизо, 1835-1869, умер в 35 (34)
Отец Хиджикаты умер за несколько месяцев до рождения Тошизо, скорее всего, от туберкулеза. Его сестра Шуу по слухам тоже умерла от туберкулеза в 1838 году, когда Хиджикате было 3-4 года. Двумя годами спустя скончалась и его мать — вероятно, и причиной ее смерти стал туберкулез. Тошизо было всего 5-6 лет.
Тамэджиро, старший сын, был слепым, и не мог унаследовать семейное дело. Он был утонченным человеком, любил дзёрури и танка, вероятно, он него Тошизо перенял любовь к поэзии. Он никогда не позволял своему недугу портить его жизнь. Как-то раз он возвращался домой из борделя и обнаружил, что Тамагава вышла из берегов. Вместо того, чтобы остановиться, он просто задрал одежду и перешел реку вброд.
Кироку унаследовал имение отца как следующий после Тамэджиро по старшинству. Именно он и его жена вырастили Хиджикату после смерти его матери. Он жил в доме Кироку до 11 лет. Попытки брата отправить Тошизо работать в главном магазине в Эдо не увенчалось успехом — Хиджиката не хотел так работать, и это, вероятно, испортило их отношения. Кироку не дожил до того, чтобы увидеть, каких высот достиг Тошизо, - он умер в 1860 году, за три года до формирования ополчения.
Дайсаку усыновили в другую семью, в которой занимались врачебным делом. Он сменил имя на Касуя Рьёджун и стал врачом. Он был прекрасным каллиграфом и вероятно, именно его рукой была выполнена вывеска на штабе Шинсенгуми в Мибу.
Нобу вышла замуж за своего двоюродного брата, Сато Хикогоро. Мать Сато, Маса, была сестрой ее отца и поженить Нобу и Хикогоро было ее желанием.
После того, как Хиджиката потерял работу, которую ему дал Кироку, Хиджикта больше обитался в доме Сато. Хикогоро, говорят, был очень «стойким» человеком, и они легко находили общий язык. Сато был владельцем додзе, в котором сам преподавал стиль Теннен Ришин Рю, поскольку он был обеспокоен возможностью стать жертвой ограбления. К нему в додзе приходил преподавать Кондо Исами — так он и познакомился с Тошизо.
Хиджиката был из семьи зажиточного крестьянина из Тама. Его семья жила в деревне Ишида в провинции Мусаси. Первоначально, они жили к северу от храма Ишида, но потом им пришлось переехать в дом возле храма Манган-дзи из-за сильного наводнения Тамагавы в июне 1846 года. Часть имущества семьи была уничтожена. Хиджикате тогда было 11-12 лет. В 1989 оказалось невозможным сохранить и второй дом семьи, хотя потомки все еще обладают тем участком.
Семейным храмом был Такасатасан Конго-дзи (Такахата Фудосон), принадлежавший к секте Сингон, один из трех великих храмов Фудо в регионе Канто. В наше время статуя Хиджикаты в форме Шинсенгуми стоит у пруда Бентен.
У семьи Хиджикаты были родственники в деревне Онодзи, по фамилии Хашимото. Когда он отравился туда на обучение, он часто оставался с Хашимото Митисукэ. Семья была непрямо связана с Коджима Шиканоске, по браку бабушки по ветви Хашимото.
На момент рождения Тошизо его отец уже умер, матери было 43-44, Тамэджиро 23-24, Кироку 16-17, Шуу — 12-13, Дайсаку 7-8, а Нобу 4-5.
До Шинсенгуми
Когда ему было около 11 лет, Тошизо посадил у дома ростки бамбука и загадал желание стать самураем и сделать себе имя и хорошую репутацию. Этот бамбук, часто используемый для изготовления стрел, все еще растет там же...А еще сохранился столб из старого дома, на котором, кажется, Хиджикта отрабатывал удар «харитэ».
Около 1845 года, Кироку нашел ему работу в магазине в Уэно, Эдо, называвшемся Ито-Гофукутен. Сейчас он называется Мацузакая и является очень пафосным местом. Так продавали ткань для кимоно и управляли там всем одни мужчины. Как младший брат, Хиджиката не имел никакого наследства — так что ему следовало бы озадачиться, чем зарабатывать на жизнь. Кироку хотел удостовериться, что мальчик не останется нищим — только вот у Тошизо были совсем другие планы.
Вскоре после того, как Хиджиката начал работать в магазине, он повздорил с одним из работников (а то и с самим владельцем), и сбежал. Он вернулся в Тама пешком по дороге Косидзю, а это на минуточку, целых 36километров! Шел он около 10 часов. И больше не возвращался в магазин. И отмечать не стоит, что старший брат воспринял сие как открытое предательство и Тошизо у него дома были теперь откровенно не рады. С тех пор он пербрался в дом Сато.
В 1851, в 16-17 лет, он нашел другую работу, в магазине сети Мацузакая. Благодаря своей привлекательности, Тошизо получил работу сидеть у магазина и привлекать клиентов. Отмечали также, что он отлично обращался с ножницами. Только вот и тут он надолго не задержался — Хиджикату застали за не самым приличным делом с девицей, работавшей в том же магазине и уволили. Позже он поймет, что он попросту не создан быть торговцем.
Сато отругал его за то, что вылетел и с этой работы, но Хиджиката быстро нашел решение сам. Он стал работать бродячим аптекарем, продавая лекарства, которые производили семьи Сато и Хиджиката. В этих путешествиях от всегда брал с собой форму для кендо, чтобы при возможности попросить об уроке в ближайшем додзе. Так он и зарабатывал деньги, и добивался своего. Он продолжал такие тренировки, пока официально не стал учеником в додзе Шиейкан в 1859.
6 ноября 1861, Хиджиката был в доме Сато и серьезно заболел. Его брата Дайсаку позвали, чтобы тот осмотрел его, а три дня спустя другой врач пришел, чтобы его осмотреть. Хотя неизвестно, что на самом деле с ним произошло, говорят, что болезнь была так серьезна, что все были уверенны, что Тошизо умрет.
Боевые навыки
Рю — Теннен Ришин Рю
Ранг - Мокуроку
Учитель — Кондо Шусукэ, додзе Шиейкан
Точно неизвестно, когда Хиджиката стал ходить в Шиейкан. Коджима Шиканоске записал, что он пошел в додзе в 17 лет, но в записях школы о нем вообще ничего нет. В записях занчится, что он начал обучение в 1859, в 24-25 лет. Это значит только то, что до этого времени он занимался неофициально.
Кроме того, Хиджиката так и не получил лицензию мэнкё стиля теннен ришин рю. Судя по записям, он был просто мокуроку, это чуть выше начального ранга. Но это не значит, что он был бездарностью — просто он не был приверженцем ни одного стиля из тех, которым обучался. Говорят, Кондо Шусукэ бесил его смешаный стиль и он постоянно заставлял Тошизо начинать учиться с нуля. Только вот легким противником его никто не считал.
Его дайсё
Длинный меч — Идзуми-но-Ками Фудзивара Канесада 2 сяку 8 сун
Короткий меч — Кунихиро Хорикава 1 сяку 11 сун 5 бу
Любимый меч Тошизо был создан кузнецом из Аидзу. Сейчас он выставлен в его семейном доме в Ищида, куда от выслал меч, отправляясь в Кофу. Его предполагаемый короткий меч, Кунихиро Хорикава, был мечом, который мог позволить себе только дайме. Поэтому часто считается, что меч был подделкой.
Когда Хиджиката отправлялся в Киото, у него вообще не было меча, пришлось одалживать. Однако записано, что к октябрю 1863 года у него уже было два меча — и Канесада, и Кунихиро Хорикава. Беря во внимание, что Канесада — работа кузнеца из Аидзу, вполне вероятно, что хан Аидзу предоставил ему этот меч.
В Шинсенгуми
Начиная с Мибу Роши, он был замкомом вместе с Яманами Кейске. После смерти Яманами, Хиджиката занимал эту должность единолично. 1 марта 1868 (24 марта 1868) он стал наконец хатамото и вассалом клана Токугава. Позже он был одним из командующих армией республики Эзо.
Хиджиката помогал сформировать Шинсенгуми в возрасте 28-29 лет, и с самого начала по сути был душой ополчения. Но не смотря его вклад в успех, он никогда даже не думал отбирать лидерство у Кондо. К нему он относился скорее не как к командиру, а как к старшему брату.
Один из предметов, которые выставлены в музее в Ишида — металлический протектор с налобника, который Тошизо носил во время переворота 18 августа 1863 (30 сентября 1863) года. В это же время ополчение стало называться Шинсенгуми и стало набирать силу и значимость. Конечно, он получал огромное удовольствие от того, какие посыпались успехи. Когда его старый друг, Томизава Маширо, навестил его в Киото, замком передал ему эту металлическую пластинку и попросил передать своей семье в Тама на память вместе с письмом. Если рассмотреть ее, то видно мелкие царапины от меча — становится ясно, что хотя бы один раз, она спасла жизнь Хиджикаты. Имея в виду тот факт, что в том перевороте Шинсенгуми не участвовали ни в каком сражении — эта царапина досталась Тошизо или в другой стычке, или вообще налобник попал к нему уже в таком виде.
В свободное время, как говорят, Хиджиката любил играть с Окитой в сёги. Остальные больше толпились вокруг и следили за игрой, чем развлекались этой игрой.
Битва при Тоба-Фушими оказала большое влияние на Хиджикату. Сразу после поражения от западного оружия, он принял решения взять лучшее и от традиционного, и от современного, западного стиля ведения войны. Он обрезал свои длинные волосы и стал одеваться по французской моде, стал носить с собой и мечи, и револьвер. В этом плане он хороший пример того, как можно было оставаться самураем не смотря на падения класса при правительстве Мейдзи.
Вскоре после поражения при Кофу, Кондо был схвачен и казнен имперской армией как простой преступник. Это событие заставило Хиджикату почувствовать тяжесть вины и за поражение, и за гибель друга, и только усилило его решение сражаться до самой смерти. Он открыто заявил, что ему стыдно будет предстать перед Кондо в иной жизни, если он просто подпишет мирный договор с врагами.
Следует отметить, что примерно в это время было сделано два его фото. Никто точно не может сказать, где и когда — скорее всего, в Сендае. По другой версии — фото были сделаны в Хакодатэ, когда и другая верхушка республики Эзо сделала свои фото. Как минимум одна из них была послана семье Сато вместе с косё Хиджикаты, Ичимурой Тецуноске.
11 мая 1869 (20 июня 1869), армия правительства Мейдзи начала нападение на Хакодате, и Хиджиката отказывался бросить оставшихся членов Шинсенгуми, которые обороняли форт Бентен Даиба. Вместо того, чтобы остаться в Горьюкаку, он сделал отчаянную попытку добраться до другого форта и наткнулся на вражеские войска. Пуля попала ему в живот, и вышла внизу спины...с лошади он упал уже мертвым. Его тело нашли не сразу, скорее всего, через пару часов. Место погребения Хиджикаты неизвестно.

переведено отсюда
www.shinsengumi-no-makoto.net/hijikata_toshizo....
7 страниц и все про Хиджикату
Хиджиката Тошизо,
зам. Командира Шинсенгуми
Родился — 5 мая 1835, Ишида, Тама, Мусаси
(или же 31 мая, 1835, Ишида, Хино, Токио)
Умер — 11 мая 1869, Хакодатэ, Эзо, в возрасте 35 лет
(или же 20 июня 1869, Хакодатэ, Хоккайдо, в возрасте 34 лет)
Имена
Имина — Ёшитоё
Литературный псевдоним — Хогьёку
После смены имени — Найто Хаято
Каймё - Сайшин-инден-сэйзан-ёшитоё-дайкоджи
Хиджиката принял имя «Найто Хаято», когда его сделали высокопоставленным вассалом клана Токугава, 1 марта 1869 (24 марта 1868). Имя, Хаято, кажется, было выбрано, потому что было частью имени его отца. Однако, Тошизо вернулся к своему прежнему имени, когда Кондо был схвачен и казнен.
Его каймё было составлено Мацудайрой Катамори. Оно включает в себя элементы «инден» и «дайкоджи», которые обычно вставлялись в каймё аристократов. Будучи сыном крестьянина, он оказался удостоенным такой огромной чести.
Факт о том, что он открыто использовал свою фамилию в конце своей жизни — сам по себе странен. В начале периода Эдо, правительство бакуфу запретило всем гражданам, не имеющим статус самурая, иметь фамильное имя. Для многих это вообще не было проблемой. Но зажиточные семьи делали свои фамилии «тайными именами», которые знали только их члены и близкие товарищи. Эти фамилии хранились на манер имина. Хиджиката не использовал свою фамилию до тех пор, пока не отправился в Киото.
Внешний вид
Хиджиката был, как тогда говорили, «красив, как актер», - и правда, даже по фото видно, что он умопомрачительно привлекателен. Где бы он ни находился, на него вечно сворачивали шеи женщины, и многие влюблялись в него с первого взгляда. У него была очень бледная кожа, а волосы — такими темными, что отливали синим. Он был достаточно высоким для того времени — при среднем росте 154 -158см, его рост составлял 165- 167 см. 165 см, - это более точно, потому что говорят, что Окита был выше. Правда вот, у Тошизо была дурная привычка немного сутулиться.
Он всегда одевался со вкусом. Говорили, что пока он был в Киото, выглядел совсем как даймё. По особым случаям он носил черное хаори с монами и хакама из сендайхарского шелка.
Характер и привычки
Всем известно то, что Хиджиката любил писать хайку под псевдонимом Хогьёку. До того, как отправиться в Киото, оно сделал подборку своих стихов и оставил своей семье. Но большинство читавших их, отмечали, что стихи посредственные. А по мне, так красивые стихи =_=
Кажется, Тошизо испытывал отдельную любовь к «умэ», в зависимости от перевода — или слива, или абрикос, или и то и другое сразу, поскольку многие из его хайку аллюзируют к ее цветению. На цубе и сая его меча тоже были вырезаны цветы. Считается, что любимым цветом был красный — даже маску для кендо шнуровал красным шнурком, за что его регулярно подкалывали. До фанатизма любил такуан (маринованный дайкон), особенно как его готовили родственники по линии Хашимото. Однажды, отправившись их навестить, он так хвалил его, что хозяин дома взял и разрешил Тошизо взять с собой столько, сколько хочет. Хиджиката чертовски обрадовался и утащил с собой целое ведро!
Хиджикату часто называли «онифукучо», дословно «демонический замком», благодаря его жестокой натуре. На самом-то деле при его жизни такого не было — этот миф породил роман Шибы Рётаро «Moeyo Ken».
В реальности, по свидетельствам современникам, он был спокойным, открытым человеком. Разговаривал мало, и очень редко смеялся или улыбался. В Хакодатэ многие заметили, что он никогда не вел себя недостойно самурая, даже в частном общении. Это все заставляло думать людей, что он гораздо строже, чем был на самом деле.
О Хиджикате многие говорили, что он добрый и мягкий человек. Один из современником, имевшим дело с Шинсенгуми, позже говорил, что даже сидя лицом к лицу с замкомом, он никогда не замечал за ним неприятного повеления, - он вообще говорил, что Тошизо в общем-то был «человеком, который к себе располагает». К тому времени, как Хиджиката отправился в Хакодатэ, эта черта стала более заметной, - один из членов Шинсенгуми, Накадзима Нобори, даже писал, насколько «мягким» он стал в последние годы, на подписи к известному портрету замкома.
Но нельзя сказать, что он был совершенно непримечателен. Как лидер, он был харизматичен, вдохновлял людей на верность и искренне верил своим последователям. Его войска в Хакодатэ восхищались им и один даже по прошествии времени признался, что они «рыдали, как дети, потерявшие свою мать», когда до них дошла новость о смерти Хиджикаты.
Даже в годы пребывания в Киото, его подчиненные не считали его методы слишком жестокими или властными. Мацумото Рьёдзин, врач от правительства Токугавы, который время от времени бывал в казармах Шинсенгуми, высказывал мнение, что ополчение попросту распалось бы, если бы там не было Хиджикаты. Одного его присутствия обычно было достаточно, чтобы удержать Кондо от серьезных ошибок и разногласий с подчиненными. Даже когда Нагакура и остальные составили петицию против Кондо, никто и словом не обмолвился о том, что недоволен и Хиджикатой.
Хотя многие источники отмечают, что в детстве он был «испорченным и плохо воспитанным ребенком» и «задирой» при незнакомых людях, - непонятно, откуда вообще взялась такая идея. Те, кто его знал, говорили, что он был хорошим мальчиком, а когда слышали о тех реках крови, за которые он был в ответе в Киото — просто не верили своим ушам. Часто говорят, что в Хакодатэ он вернулся «к своему истинному я», - намекая на то, что до того, как уйти в Киото, он был очень мягким человеком. Вероятно, его отказ работать в магазине в Эдо и породил эту самую идею об испорченности.
К слову, дурная слава Хиджикаты его самого очень даже поражала. Хотя на самом деле у него были заскоки в духе очень специфического и откровенно черного чувства юмора. Как-то раз навещая родных, он поверг людей в шок, заявив что один из его мечей заржавел от обилия крови. А еще как-то раз он прислал ученикам Шиейкана огромную посылку с запиской «Я вам тут прислал кое-какие ценности». Когда посылку открыли, там обнаружили просто невероятное количество любовных писем от женщин из Киото, адресованных Хиджикате. Молодежь сочла это очень забавным и заявила, мол «И тут Тоши-сан нас уделал!»
Хотя по большей части Хиджиката был очень сдержанным и спокойным и никогда не действовал опрометчиво перед лицом опасности. Он очень редко терял контроль над собой, и все отмечали, что он был очень терпимым человеком. А вот Като Хироюки, ученый от бакуфу, изучавший запад, отмечал, что если Хиджиката злился по какому-то поводу, то был даже более буйным, чем Кондо. Из них двоих, власти бакуфу считали, что контролировать замкома было труднее.
Существует множество свидетельств его храбрости на поле боя, как говорят, в сражениях в Эзо ему не было равных. Его даже больше ценили за талант стратега и то, как эффективно он исполнял все приказы и обязанности. Его родственник, Хашимото Масано, вспоминал, что Хиджиката всегда очень много читал, но его знание военного дела было чем-то врожденным. Француз Жиль Брюне тоже был восхищен его способностями. Он называл Хиджикату «истинным воином», и рассуждал на тему того, что если бы он служил в Европейской армии, то определенно был бы генералом.
Еще одна черта, о которой следует сказать — это его практичность. Он с легкостью перенимал новые идеи, если ему доказывали их выгодность. Во времена Шинсенгуми, есть мясо было очень редким явлением. Но когда Мацумото объяснил Хиджикате, как полезно добавить в их рацион свинину и курицу, замком приказал своим людям нагородить свинарники и курятники — и начать есть мясо.
Кацу Кайсю, кажется, идеально подвел итог характеристике Хиджикаты, назвав его «единственным человеком такого великого достоинства».
Семья
Отец — Ёшиацу (Хаято) 1792 — 1835, умер в 44 (43)
Мать — Эцу 1792-1840, умерла в 49 (48)
Их первый сын — Тамэджиро, 1812-1883, умер в 72 (71)
Второй сын — без имени, умер нерожденным 11 октября 1813
Третий сын — тоже умер нерожденным, 12 июня 1815
Четвертый сын — Кироку, 1819-1860, умер в 42 (41)
Первая дочь — умерла нерожденной, 4 августа 1821
Вторая дочь — тоже умерла нерожденной, 5 мая 1822
Третья дочь — Шуу, 1823-1838, умерла в 16 (15)
Четвертая дочь — Нобу, 1831-1877, умерла в 47 (46)
Пятая дочь — Дайсаку, 1828-1877, умерла в 50 (49)
Шестой сын — Тошизо, 1835-1869, умер в 35 (34)
Отец Хиджикаты умер за несколько месяцев до рождения Тошизо, скорее всего, от туберкулеза. Его сестра Шуу по слухам тоже умерла от туберкулеза в 1838 году, когда Хиджикате было 3-4 года. Двумя годами спустя скончалась и его мать — вероятно, и причиной ее смерти стал туберкулез. Тошизо было всего 5-6 лет.
Тамэджиро, старший сын, был слепым, и не мог унаследовать семейное дело. Он был утонченным человеком, любил дзёрури и танка, вероятно, он него Тошизо перенял любовь к поэзии. Он никогда не позволял своему недугу портить его жизнь. Как-то раз он возвращался домой из борделя и обнаружил, что Тамагава вышла из берегов. Вместо того, чтобы остановиться, он просто задрал одежду и перешел реку вброд.
Кироку унаследовал имение отца как следующий после Тамэджиро по старшинству. Именно он и его жена вырастили Хиджикату после смерти его матери. Он жил в доме Кироку до 11 лет. Попытки брата отправить Тошизо работать в главном магазине в Эдо не увенчалось успехом — Хиджиката не хотел так работать, и это, вероятно, испортило их отношения. Кироку не дожил до того, чтобы увидеть, каких высот достиг Тошизо, - он умер в 1860 году, за три года до формирования ополчения.
Дайсаку усыновили в другую семью, в которой занимались врачебным делом. Он сменил имя на Касуя Рьёджун и стал врачом. Он был прекрасным каллиграфом и вероятно, именно его рукой была выполнена вывеска на штабе Шинсенгуми в Мибу.
Нобу вышла замуж за своего двоюродного брата, Сато Хикогоро. Мать Сато, Маса, была сестрой ее отца и поженить Нобу и Хикогоро было ее желанием.
После того, как Хиджиката потерял работу, которую ему дал Кироку, Хиджикта больше обитался в доме Сато. Хикогоро, говорят, был очень «стойким» человеком, и они легко находили общий язык. Сато был владельцем додзе, в котором сам преподавал стиль Теннен Ришин Рю, поскольку он был обеспокоен возможностью стать жертвой ограбления. К нему в додзе приходил преподавать Кондо Исами — так он и познакомился с Тошизо.
Хиджиката был из семьи зажиточного крестьянина из Тама. Его семья жила в деревне Ишида в провинции Мусаси. Первоначально, они жили к северу от храма Ишида, но потом им пришлось переехать в дом возле храма Манган-дзи из-за сильного наводнения Тамагавы в июне 1846 года. Часть имущества семьи была уничтожена. Хиджикате тогда было 11-12 лет. В 1989 оказалось невозможным сохранить и второй дом семьи, хотя потомки все еще обладают тем участком.
Семейным храмом был Такасатасан Конго-дзи (Такахата Фудосон), принадлежавший к секте Сингон, один из трех великих храмов Фудо в регионе Канто. В наше время статуя Хиджикаты в форме Шинсенгуми стоит у пруда Бентен.
У семьи Хиджикаты были родственники в деревне Онодзи, по фамилии Хашимото. Когда он отравился туда на обучение, он часто оставался с Хашимото Митисукэ. Семья была непрямо связана с Коджима Шиканоске, по браку бабушки по ветви Хашимото.
На момент рождения Тошизо его отец уже умер, матери было 43-44, Тамэджиро 23-24, Кироку 16-17, Шуу — 12-13, Дайсаку 7-8, а Нобу 4-5.
До Шинсенгуми
Когда ему было около 11 лет, Тошизо посадил у дома ростки бамбука и загадал желание стать самураем и сделать себе имя и хорошую репутацию. Этот бамбук, часто используемый для изготовления стрел, все еще растет там же...А еще сохранился столб из старого дома, на котором, кажется, Хиджикта отрабатывал удар «харитэ».
Около 1845 года, Кироку нашел ему работу в магазине в Уэно, Эдо, называвшемся Ито-Гофукутен. Сейчас он называется Мацузакая и является очень пафосным местом. Так продавали ткань для кимоно и управляли там всем одни мужчины. Как младший брат, Хиджиката не имел никакого наследства — так что ему следовало бы озадачиться, чем зарабатывать на жизнь. Кироку хотел удостовериться, что мальчик не останется нищим — только вот у Тошизо были совсем другие планы.
Вскоре после того, как Хиджиката начал работать в магазине, он повздорил с одним из работников (а то и с самим владельцем), и сбежал. Он вернулся в Тама пешком по дороге Косидзю, а это на минуточку, целых 36километров! Шел он около 10 часов. И больше не возвращался в магазин. И отмечать не стоит, что старший брат воспринял сие как открытое предательство и Тошизо у него дома были теперь откровенно не рады. С тех пор он пербрался в дом Сато.
В 1851, в 16-17 лет, он нашел другую работу, в магазине сети Мацузакая. Благодаря своей привлекательности, Тошизо получил работу сидеть у магазина и привлекать клиентов. Отмечали также, что он отлично обращался с ножницами. Только вот и тут он надолго не задержался — Хиджикату застали за не самым приличным делом с девицей, работавшей в том же магазине и уволили. Позже он поймет, что он попросту не создан быть торговцем.
Сато отругал его за то, что вылетел и с этой работы, но Хиджиката быстро нашел решение сам. Он стал работать бродячим аптекарем, продавая лекарства, которые производили семьи Сато и Хиджиката. В этих путешествиях от всегда брал с собой форму для кендо, чтобы при возможности попросить об уроке в ближайшем додзе. Так он и зарабатывал деньги, и добивался своего. Он продолжал такие тренировки, пока официально не стал учеником в додзе Шиейкан в 1859.
6 ноября 1861, Хиджиката был в доме Сато и серьезно заболел. Его брата Дайсаку позвали, чтобы тот осмотрел его, а три дня спустя другой врач пришел, чтобы его осмотреть. Хотя неизвестно, что на самом деле с ним произошло, говорят, что болезнь была так серьезна, что все были уверенны, что Тошизо умрет.
Боевые навыки
Рю — Теннен Ришин Рю
Ранг - Мокуроку
Учитель — Кондо Шусукэ, додзе Шиейкан
Точно неизвестно, когда Хиджиката стал ходить в Шиейкан. Коджима Шиканоске записал, что он пошел в додзе в 17 лет, но в записях школы о нем вообще ничего нет. В записях занчится, что он начал обучение в 1859, в 24-25 лет. Это значит только то, что до этого времени он занимался неофициально.
Кроме того, Хиджиката так и не получил лицензию мэнкё стиля теннен ришин рю. Судя по записям, он был просто мокуроку, это чуть выше начального ранга. Но это не значит, что он был бездарностью — просто он не был приверженцем ни одного стиля из тех, которым обучался. Говорят, Кондо Шусукэ бесил его смешаный стиль и он постоянно заставлял Тошизо начинать учиться с нуля. Только вот легким противником его никто не считал.
Его дайсё
Длинный меч — Идзуми-но-Ками Фудзивара Канесада 2 сяку 8 сун
Короткий меч — Кунихиро Хорикава 1 сяку 11 сун 5 бу
Любимый меч Тошизо был создан кузнецом из Аидзу. Сейчас он выставлен в его семейном доме в Ищида, куда от выслал меч, отправляясь в Кофу. Его предполагаемый короткий меч, Кунихиро Хорикава, был мечом, который мог позволить себе только дайме. Поэтому часто считается, что меч был подделкой.
Когда Хиджиката отправлялся в Киото, у него вообще не было меча, пришлось одалживать. Однако записано, что к октябрю 1863 года у него уже было два меча — и Канесада, и Кунихиро Хорикава. Беря во внимание, что Канесада — работа кузнеца из Аидзу, вполне вероятно, что хан Аидзу предоставил ему этот меч.
В Шинсенгуми
Начиная с Мибу Роши, он был замкомом вместе с Яманами Кейске. После смерти Яманами, Хиджиката занимал эту должность единолично. 1 марта 1868 (24 марта 1868) он стал наконец хатамото и вассалом клана Токугава. Позже он был одним из командующих армией республики Эзо.
Хиджиката помогал сформировать Шинсенгуми в возрасте 28-29 лет, и с самого начала по сути был душой ополчения. Но не смотря его вклад в успех, он никогда даже не думал отбирать лидерство у Кондо. К нему он относился скорее не как к командиру, а как к старшему брату.
Один из предметов, которые выставлены в музее в Ишида — металлический протектор с налобника, который Тошизо носил во время переворота 18 августа 1863 (30 сентября 1863) года. В это же время ополчение стало называться Шинсенгуми и стало набирать силу и значимость. Конечно, он получал огромное удовольствие от того, какие посыпались успехи. Когда его старый друг, Томизава Маширо, навестил его в Киото, замком передал ему эту металлическую пластинку и попросил передать своей семье в Тама на память вместе с письмом. Если рассмотреть ее, то видно мелкие царапины от меча — становится ясно, что хотя бы один раз, она спасла жизнь Хиджикаты. Имея в виду тот факт, что в том перевороте Шинсенгуми не участвовали ни в каком сражении — эта царапина досталась Тошизо или в другой стычке, или вообще налобник попал к нему уже в таком виде.
В свободное время, как говорят, Хиджиката любил играть с Окитой в сёги. Остальные больше толпились вокруг и следили за игрой, чем развлекались этой игрой.
Битва при Тоба-Фушими оказала большое влияние на Хиджикату. Сразу после поражения от западного оружия, он принял решения взять лучшее и от традиционного, и от современного, западного стиля ведения войны. Он обрезал свои длинные волосы и стал одеваться по французской моде, стал носить с собой и мечи, и револьвер. В этом плане он хороший пример того, как можно было оставаться самураем не смотря на падения класса при правительстве Мейдзи.
Вскоре после поражения при Кофу, Кондо был схвачен и казнен имперской армией как простой преступник. Это событие заставило Хиджикату почувствовать тяжесть вины и за поражение, и за гибель друга, и только усилило его решение сражаться до самой смерти. Он открыто заявил, что ему стыдно будет предстать перед Кондо в иной жизни, если он просто подпишет мирный договор с врагами.
Следует отметить, что примерно в это время было сделано два его фото. Никто точно не может сказать, где и когда — скорее всего, в Сендае. По другой версии — фото были сделаны в Хакодатэ, когда и другая верхушка республики Эзо сделала свои фото. Как минимум одна из них была послана семье Сато вместе с косё Хиджикаты, Ичимурой Тецуноске.
11 мая 1869 (20 июня 1869), армия правительства Мейдзи начала нападение на Хакодате, и Хиджиката отказывался бросить оставшихся членов Шинсенгуми, которые обороняли форт Бентен Даиба. Вместо того, чтобы остаться в Горьюкаку, он сделал отчаянную попытку добраться до другого форта и наткнулся на вражеские войска. Пуля попала ему в живот, и вышла внизу спины...с лошади он упал уже мертвым. Его тело нашли не сразу, скорее всего, через пару часов. Место погребения Хиджикаты неизвестно.
@темы: bakumatsu, мое бездарное
несомненно))
но мне всё равно Окита больше нравится xDDЯ бы даже сказал, что прочитав это, в моих глазах он становится этаким "эталоном"мужественности, достоинства,красоты, силы воли - идеальным мужчиной. В общем, понимаю тебя теперь, бро =*
Я бы даже сказал, что прочитав это, в моих глазах он становится этаким "эталоном"мужественности, достоинства,красоты, силы воли - идеальным мужчиной. В общем, понимаю тебя теперь, бро =*