Kyodai, your kansai is protruding
7 Богов Счастья.
Бисямонтен 毘沙門天 – божество богатства или войны?
Пожалуй, начну с потрясающей, раскрашенной деревянной статуи периода Эдо, изображающей Бисямона, стоящего на голубом демоне. Это произведение искусства находится в коллекции Британского Музея и представляет Бисямона как Короля-защитника Севера.
![](http://i.imgur.com/4kChpnF.jpg)
читать дальшеА вот это изображение уже эпохи Мэйдзи, купленное частным коллекционером и выставленное им на commons.wikimedia.org
![](http://i.imgur.com/mWZWi32.jpg)
Немного истории — в 1998 публикация Японского Журнала Религиозных Исследований гласила, что Бисямон имеет Центральноазиатские корни, но не Индийские. Он появился примерно в 6-7 веке как воинственный защитник Буддизма и Буддийских правителей. Автор той статьи добавила, что «существовали так же легенды об усмиряющих варваров силах Бисямонтена». Это и дало ему популярность и в Китае, и в Японии. «Позднее, Японский император Канму 桓武, установит монументальную статую Бисямонтена в верхнем ярусе Радзёмон 羅城門, главных ворот, ведущих в столицу его империи, Хэйанкё (предшественнике Киото), которую он приказал построить и заселить, как только войны Эмиси подошли к концу...Это иконография, которая помогает объяснить...почему храмовые комплексы и военные аванпосты были так похожи, почему пагоды, за исключением немногих, были больше похожи на сторожевые башни.»
Бисямон помимо всего — святой покровитель священников, солдат, врачей и миссионеров — и все это объяснимо. Бог защищает веру, например, Буддизм, он — воинственный, как минимум, это отражается в его облачении, он отгоняет злые силы — это включает в себя и целительные силы, что до миссионеров, - это снова отсылка к вере. Самое время напомнить, что западные люди не так уж и отличаются в этом, - вперед солдаты Христовы, и все такое...
Генри Джоли, который обычно неправильно трактовал такие вещи, цитировал высказывания Эрнеста Эйтеля о Бисямоне следующим образом: «...он был канонизирован как бог богатства Хьюэнь Тсунгом в 753 году, и играл важную роль в изгнании злых духов»
![](http://i.imgur.com/pRekL73.jpg)
Мальчик, одетый, как Бисямон с гравюры Чиканобу
Вы скажете картошка, а я скажу — Вайшравана, Намтосэ, Кувера, Джамбала, То- вэн, Тамон, Бисямонтен итд.
Элис Гетти рассказывает историю о тот, как Будда спрятал младшего и самого любимого сына Харити «Похитителя детей» под миской для подаяния. Люди Раджагрихи умоляли Будду помочь им спастись от демоницы, пока она куда-то ушла. Когда Харити вернулась, она начала искать свое дитя, и спрашивала, где оно у всех своих остальных 499 сыновей. Никто не знал, где же Приянкара. Харити постепенно все больше отчаивалась. Случилось так, что она попросила великого генерала Вайшравану (ака Бисямона) помочь ей. Он сказал ей отправиться обратно в Раджагриху и вложить всю свою веру в Будду. Когда она приблизилась к нужному месту, Гаутама явился ей «...в блаженном сиянии, распространявшим лучи тысячи солнц...» Будда заставил ее пообещать больше не есть детей из Раджагрихи и когда она поклялась в этом, ее сын был ей возвращен. Однако, была там еще одна проблемка. Если она и ее дети были вынуждены прекратить заниматься каннибализмом, что тогда они должны были есть? Гетти отвечает так: Будда «...посоветовал ей питаться гранатами, алыми фруктами, которые так напоминали человеческую плоть.».
Еще одна связь с Вайшраваной — это Панчика, один из 28 генералов и отец всех детей Харити. Вдвоем они были символом богатства и процветания, как минимум, на субконтиненте. Временами у них в руках рисуют рог изобилия или мешок с драгоценными камнями, но иногда еще и копье.
![](http://i.imgur.com/qxu0xu9.jpg)
Скульптура 2-3 века, как полагают, изображающая Паничику и Харити. Заметьте, тут есть рог изобилия — символ достатка и богатства. Скульптура из собраний Британского Музея.
Ее общение с прекрасным тоже, кажется, взяло свое, сделав ее положительным божеством — Харити стала покровительницей маленьких детей. В Японии ее знают под именем Кишимоджин (鬼子母神
, или Каритэимо. Ниже — еще одна скульптура богини из британского музея. Фото взято с commons.wikimedia.org
![](http://i.imgur.com/0BDp8Ba.jpg)
В Индии Вайшравана (ака Кувера ака Бисямон) считался Царем Севера, что делало его и Царем Якшасов, разносчиков болезней. Его символами были стяг, мангуст (накула) и желтый цвет. Но тут я могу сказать только то, что мангуст никогда не использовался в Японской иконографии в ассоциации с Бисямоном. Внизу — бронзовая статуя Джамбалы (ака Вайшраваны), датируемая 17 веком. Она из коллекции Bertsch и была выставлена на commons.wikimedia.org. Присмотритесь к мангусту, ползущему вокруг левой руки бога. Ниже — фото индийского мангуста.
![](http://i.imgur.com/6TWOXgZ.jpg)
![](http://i.imgur.com/SrJPxpM.jpg)
На всякий случай, кстати в одной книге по Азиатской мифологии за 1932 года говорится, что мангусты выблевывают жемчужины — еще один признак богатства.
Гетти отмечает, что «в Японии [Вайшраване] поклонялись под именем Бисямона, и он изображался в доспехах, украшенных семью драгоценными камнями, и, как правило, стоящим на одном или двух демонах. В левой руке он держал или небольшую ступу, или пылающую жемчужину, в то время как в правой — украшенное драгоценными камнями копье» Ступа, как говорят, должна была олицетворять Железную Башню в Индии, где были найдены Буддийские манускрипты. Бисямона часто изображали смотрящим на эту ступа, как бы отмечая его внимание к сокровищам религии.
Согласно Гетти, Бисямон и Бэнтен — единственные из 7 Богов Счастья, которым поклонялись отдельно.
Так он или не он — бог войны или нет? Нет никакого варианта подтвердить ни то, ни другое. Итак, вот подборка мнений на этот счет от разных ученых, часто на грани абсурда.
В 1902 Кларенс Броунэлл сослался на Бисямона, как на «счастливого бога Войны»
В 1906 в томе Кокка есть целая страница, под заглавием «Портрет Бисямон-тена (Индийсткого Марса)» Джоли в 1906 идентифицировал Бисямона как одного из сан-сен-джин (三戦神
, иначе говоря, - богов войны. В такой ипостаси, как он сказал, бог изображался с тремя лицами и верхом на кабане.
Август Карл Рейшауер, отец Эдвина О, говорил о нем в своей работе по Японскому Буддизму в 1917 году. В том же году Бэйзил Стюарт собрал все это, но добавил, что Бисямон был еще и богом славы. В другой публикации 1917 года, «Настольной книге 25 тысяч слов, которые часто произносят неправильно» под авторством Фрэнка Визетелли, Бисямон ставится на одну доску с Бишарин, Нубийским племенем. Единственная ссылка на искомое божество - «Яп. Бог войны».
Вообще-то Японский бог войны — это Хатиман, ну да ладно.
С другой стороны, Л. Беатрис Томпсон написала в 1906, что «...в отличие от оружия Бисямона и его военного аспекта, он даже в большей степени божество войны, чем Дайкоку, и гораздо в меньшей степени бог богатства...»
Бисямон как бог богатства
Внушительное число Древнеяпонских текстов гласит, что Вайшравана — это то, же, что и Кувера (Кубера), древний Индуистский бог достатка. Согласно Чадхури «Эти записи проецировали образ Вайшраваны как бога богатства в Японскую традицию, добавляя то, что он — защитник страны. Так он стал еще и божеством удачи».
![](http://i.imgur.com/85ULbLS.jpg)
Тибетская позолоченная бронзовая фигурка 18 века, изображающая Куберу из фондов Британского Музея.
Чадхури так же ссылается на историю начала 13 века о голодающем или постящемся мужчине, который молил о помощи Бисямона. «Его навестила женщина и дала ему миску риса. Сколько бы он из нее не брал, рис снова возвращался в прежнем количестве. По неизвестной причине, через несколько месяцев миска опустела. Когда он снова помолился Вайшраване, женщина снова появилась и дала ему письмо. Она повелела мужчине доставить его одному человеку. Этот человек оказался великаном-людоедом. Чудище дало мужчине полный мешок риса. На этот раз, мешок тоже не пустел. Местный правитель прознал о мешке и потребовал его себе. Мужчина не мог отказаться. Но, мешок тут же опустел. Когда правитель вернул его мужчине, он снова наполнился»
Если вы идете на битву, всегда полезно иметь на своей стороне Бисямона — Бисямон явился принцу Сётоку (聖徳太子: 574-627) когда он сражался с взбунтовавшимся Мононобэ-но Морией (物部守屋: умер в 587). Сражение проходило у горы Сиги (信貴山
неподалеку от Нары, и принц одержал победу. На завоеванной территории была построена крепость и храмы, посвященные Бисямону, чтобы защитить ее от дальнейших нападений. Ниже — фото горы Сиги с commons.wikimedia.org
![](http://i.imgur.com/NuXk6FI.jpg)
Этот бог потом явил себя, чтобы благославить Саканоуэ-но Тамурамаро (坂上田村麻呂: 758-811) перед тем, как он напал на Айну. В благодарность за свою победу, он тоже построил храм, но на этот раз — в пещере в Токкоку (達谷窟
. Это святилище тоже было посвящено Бисямону. Если верить одному источнику, оно было воздвигнуто в 801 году и там было 108 статуй бога. Много лет спустя, храм был уничтожен пожаром, но сохранился почти до 1946 года. В 1967 он был перестроен и теперь там 27 статуй Бисямона. Ниже — фотография этого святилища с commons.wikimedia.org А следом — изображение с гравюры Хасуи 1936 года.
![](http://i.imgur.com/GtZeQpJ.jpg)
![](http://i.imgur.com/gx9V47k.jpg)
Говорят, в 12 веке, когда Тайра боролись с Минамото за контроль над Японией, обе стороны обращались за поддержкой к Бисямону.
Бисямонтен 毘沙門天 – божество богатства или войны?
Пожалуй, начну с потрясающей, раскрашенной деревянной статуи периода Эдо, изображающей Бисямона, стоящего на голубом демоне. Это произведение искусства находится в коллекции Британского Музея и представляет Бисямона как Короля-защитника Севера.
![](http://i.imgur.com/4kChpnF.jpg)
читать дальшеА вот это изображение уже эпохи Мэйдзи, купленное частным коллекционером и выставленное им на commons.wikimedia.org
![](http://i.imgur.com/mWZWi32.jpg)
Немного истории — в 1998 публикация Японского Журнала Религиозных Исследований гласила, что Бисямон имеет Центральноазиатские корни, но не Индийские. Он появился примерно в 6-7 веке как воинственный защитник Буддизма и Буддийских правителей. Автор той статьи добавила, что «существовали так же легенды об усмиряющих варваров силах Бисямонтена». Это и дало ему популярность и в Китае, и в Японии. «Позднее, Японский император Канму 桓武, установит монументальную статую Бисямонтена в верхнем ярусе Радзёмон 羅城門, главных ворот, ведущих в столицу его империи, Хэйанкё (предшественнике Киото), которую он приказал построить и заселить, как только войны Эмиси подошли к концу...Это иконография, которая помогает объяснить...почему храмовые комплексы и военные аванпосты были так похожи, почему пагоды, за исключением немногих, были больше похожи на сторожевые башни.»
Бисямон помимо всего — святой покровитель священников, солдат, врачей и миссионеров — и все это объяснимо. Бог защищает веру, например, Буддизм, он — воинственный, как минимум, это отражается в его облачении, он отгоняет злые силы — это включает в себя и целительные силы, что до миссионеров, - это снова отсылка к вере. Самое время напомнить, что западные люди не так уж и отличаются в этом, - вперед солдаты Христовы, и все такое...
Генри Джоли, который обычно неправильно трактовал такие вещи, цитировал высказывания Эрнеста Эйтеля о Бисямоне следующим образом: «...он был канонизирован как бог богатства Хьюэнь Тсунгом в 753 году, и играл важную роль в изгнании злых духов»
![](http://i.imgur.com/pRekL73.jpg)
Мальчик, одетый, как Бисямон с гравюры Чиканобу
Вы скажете картошка, а я скажу — Вайшравана, Намтосэ, Кувера, Джамбала, То- вэн, Тамон, Бисямонтен итд.
Элис Гетти рассказывает историю о тот, как Будда спрятал младшего и самого любимого сына Харити «Похитителя детей» под миской для подаяния. Люди Раджагрихи умоляли Будду помочь им спастись от демоницы, пока она куда-то ушла. Когда Харити вернулась, она начала искать свое дитя, и спрашивала, где оно у всех своих остальных 499 сыновей. Никто не знал, где же Приянкара. Харити постепенно все больше отчаивалась. Случилось так, что она попросила великого генерала Вайшравану (ака Бисямона) помочь ей. Он сказал ей отправиться обратно в Раджагриху и вложить всю свою веру в Будду. Когда она приблизилась к нужному месту, Гаутама явился ей «...в блаженном сиянии, распространявшим лучи тысячи солнц...» Будда заставил ее пообещать больше не есть детей из Раджагрихи и когда она поклялась в этом, ее сын был ей возвращен. Однако, была там еще одна проблемка. Если она и ее дети были вынуждены прекратить заниматься каннибализмом, что тогда они должны были есть? Гетти отвечает так: Будда «...посоветовал ей питаться гранатами, алыми фруктами, которые так напоминали человеческую плоть.».
Еще одна связь с Вайшраваной — это Панчика, один из 28 генералов и отец всех детей Харити. Вдвоем они были символом богатства и процветания, как минимум, на субконтиненте. Временами у них в руках рисуют рог изобилия или мешок с драгоценными камнями, но иногда еще и копье.
![](http://i.imgur.com/qxu0xu9.jpg)
Скульптура 2-3 века, как полагают, изображающая Паничику и Харити. Заметьте, тут есть рог изобилия — символ достатка и богатства. Скульптура из собраний Британского Музея.
Ее общение с прекрасным тоже, кажется, взяло свое, сделав ее положительным божеством — Харити стала покровительницей маленьких детей. В Японии ее знают под именем Кишимоджин (鬼子母神
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![](http://i.imgur.com/0BDp8Ba.jpg)
В Индии Вайшравана (ака Кувера ака Бисямон) считался Царем Севера, что делало его и Царем Якшасов, разносчиков болезней. Его символами были стяг, мангуст (накула) и желтый цвет. Но тут я могу сказать только то, что мангуст никогда не использовался в Японской иконографии в ассоциации с Бисямоном. Внизу — бронзовая статуя Джамбалы (ака Вайшраваны), датируемая 17 веком. Она из коллекции Bertsch и была выставлена на commons.wikimedia.org. Присмотритесь к мангусту, ползущему вокруг левой руки бога. Ниже — фото индийского мангуста.
![](http://i.imgur.com/6TWOXgZ.jpg)
![](http://i.imgur.com/SrJPxpM.jpg)
На всякий случай, кстати в одной книге по Азиатской мифологии за 1932 года говорится, что мангусты выблевывают жемчужины — еще один признак богатства.
Гетти отмечает, что «в Японии [Вайшраване] поклонялись под именем Бисямона, и он изображался в доспехах, украшенных семью драгоценными камнями, и, как правило, стоящим на одном или двух демонах. В левой руке он держал или небольшую ступу, или пылающую жемчужину, в то время как в правой — украшенное драгоценными камнями копье» Ступа, как говорят, должна была олицетворять Железную Башню в Индии, где были найдены Буддийские манускрипты. Бисямона часто изображали смотрящим на эту ступа, как бы отмечая его внимание к сокровищам религии.
Согласно Гетти, Бисямон и Бэнтен — единственные из 7 Богов Счастья, которым поклонялись отдельно.
Так он или не он — бог войны или нет? Нет никакого варианта подтвердить ни то, ни другое. Итак, вот подборка мнений на этот счет от разных ученых, часто на грани абсурда.
В 1902 Кларенс Броунэлл сослался на Бисямона, как на «счастливого бога Войны»
В 1906 в томе Кокка есть целая страница, под заглавием «Портрет Бисямон-тена (Индийсткого Марса)» Джоли в 1906 идентифицировал Бисямона как одного из сан-сен-джин (三戦神
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Август Карл Рейшауер, отец Эдвина О, говорил о нем в своей работе по Японскому Буддизму в 1917 году. В том же году Бэйзил Стюарт собрал все это, но добавил, что Бисямон был еще и богом славы. В другой публикации 1917 года, «Настольной книге 25 тысяч слов, которые часто произносят неправильно» под авторством Фрэнка Визетелли, Бисямон ставится на одну доску с Бишарин, Нубийским племенем. Единственная ссылка на искомое божество - «Яп. Бог войны».
Вообще-то Японский бог войны — это Хатиман, ну да ладно.
С другой стороны, Л. Беатрис Томпсон написала в 1906, что «...в отличие от оружия Бисямона и его военного аспекта, он даже в большей степени божество войны, чем Дайкоку, и гораздо в меньшей степени бог богатства...»
Бисямон как бог богатства
Внушительное число Древнеяпонских текстов гласит, что Вайшравана — это то, же, что и Кувера (Кубера), древний Индуистский бог достатка. Согласно Чадхури «Эти записи проецировали образ Вайшраваны как бога богатства в Японскую традицию, добавляя то, что он — защитник страны. Так он стал еще и божеством удачи».
![](http://i.imgur.com/85ULbLS.jpg)
Тибетская позолоченная бронзовая фигурка 18 века, изображающая Куберу из фондов Британского Музея.
Чадхури так же ссылается на историю начала 13 века о голодающем или постящемся мужчине, который молил о помощи Бисямона. «Его навестила женщина и дала ему миску риса. Сколько бы он из нее не брал, рис снова возвращался в прежнем количестве. По неизвестной причине, через несколько месяцев миска опустела. Когда он снова помолился Вайшраване, женщина снова появилась и дала ему письмо. Она повелела мужчине доставить его одному человеку. Этот человек оказался великаном-людоедом. Чудище дало мужчине полный мешок риса. На этот раз, мешок тоже не пустел. Местный правитель прознал о мешке и потребовал его себе. Мужчина не мог отказаться. Но, мешок тут же опустел. Когда правитель вернул его мужчине, он снова наполнился»
Если вы идете на битву, всегда полезно иметь на своей стороне Бисямона — Бисямон явился принцу Сётоку (聖徳太子: 574-627) когда он сражался с взбунтовавшимся Мононобэ-но Морией (物部守屋: умер в 587). Сражение проходило у горы Сиги (信貴山
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![](http://i.imgur.com/NuXk6FI.jpg)
Этот бог потом явил себя, чтобы благославить Саканоуэ-но Тамурамаро (坂上田村麻呂: 758-811) перед тем, как он напал на Айну. В благодарность за свою победу, он тоже построил храм, но на этот раз — в пещере в Токкоку (達谷窟
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![](http://i.imgur.com/GtZeQpJ.jpg)
![](http://i.imgur.com/gx9V47k.jpg)
Говорят, в 12 веке, когда Тайра боролись с Минамото за контроль над Японией, обе стороны обращались за поддержкой к Бисямону.
@темы: мое бездарное, ukiyo e, kamigami
И Хасуи Кавасэ в конце,
это обязательно надо унести
бери на здоровье, если пригодиться) я напишу еще про Бисямона и сколопендру) там много гравюр на эту тему :3
пригодится,пригодится...обязательно
*интересно будет почитать...про сколопендру знаю только про Тавара Тода и дочь Царя Драконов
там написано, что сколопендра - посланник Бисямонтена))
так вот с кем этот Фудзивара воевал...
кстати в Kumonosu jō вроде бы у главного героя который ака Макбет на моне сколопендра))
Мангуста что ли завести? Года через три, может, жемчуга на ожерель наберётся... Или не окупится?
XD сомнительно. они мебель жрут, как хорьки, наверное