ура, перевел первую часть эссе корейского автора о Сонно Джой
тут в основном про истоки - про Митогаку и кокугаку
спасибо lannlinn за отчитку и исправления ^_^
Сонно Джой
Пробелы в логике на современной Японской политической арене
автор — Ким Мин-кью
статья из журнала, издаваемого при университете Сонгюнгван
Во второй половине 19 века, Восточноазиатским странам пришлось принять некоторые меры против западной интервенции, набиравшей силу и агрессивно вторгавшейся в их государственные дела, пытаясь удовлетворить свои меркантильные интересы по расширению капиталистических рынков. В то время, как Китай был вынужден подписать договор с западными вторженцами, Корея и Япония все еще старались сохранять свою свободу и автономию и не пускать на свою территорию западных варваров.
читать дальше
Засилие западных варваров привело к двум видным явлениям в политической и культурной жизни этих стран — в Японии это было движение Сонно Джой, во многом повлиявшее на ход современной истории. Внезапный спад радикального отношения к идее изгнания иностранцев наступил только с распадом политики тобаку, поддерживаемой бакуфу, которая перетекла в политику каикоку (открытия портов), пока, наконец, не настал конец Сёгуната, и не образовалось новое правительство Мейдзи.
Поскольку суть доктрины Сонно Джой несколько смущает, трудно точно понимать современную историю Японии, в том числе и успех государственного переворота осеи фукку (реставрацию устаревшей формы управления, тенно), или Реставрации Мейдзи. Более того, понимания Сонно Джой может помочь прояснить определяющие факторы в полном понимании процесса «модернизации» Японии. В таком ключе, изучение Сонно Джой предоставляет возможность взглянуть в суть Японской истории. Проще говоря, в этой статье обсуждается изменение и развитие Сонно Джой в период Бакумацу — с 1853 по 1868 годы.
Идеологическая основа
Говорят, что фраза Сонно Джой обязана своим появлением не Китайской классике, а Кодокан ки (1838, Записи Кокодан) за авторством Фуджита Токо (1806-1855), ученого из Мито. Оригинальное значение сонно – почитание тенно (императора). Джой — слово, обозначающее защиту от внешнего нападения и обретения национальной целостности. Обычно говорят, что Сонно Джой идеологически основано на кокугаку (национальное учение) и Митогаку (философской школе, основанной на Синто и Конфуцианстве), в особенности на позднем Митогаку.
Кокугаку, следовавшее идее яматогокоро (чистый Японский дух) родилось из синтоистских учений и древнеяпонской классической литературы, такой, как Манъёсю (Собрание десяти тысяч листьев) литератора 17 века Камо Мибучи (1697-1769). Ученые приверженцы кокугаку, чьей основной программой была неповторимость Японских традиций, фокусировали свое внимание на интерпретации таких древних классических текстов, как Кодзики и Нихон сёки, исключая влияние иностранной мысли, в том числе конфуцианства и буддизма из рамок своего рассмотрения . Оба этих текста, созданные по приказу императона Темму, полны мифологических и вымышленных доказательств тенно и "непрерывности императорской династии". Несмотря на неправдоподобность этих литературных источников в качестве доказательств, ученые сторонники кокугаку объясняли происхождение японской культуры через миф о тенно и выражали мысль, что Японская выше китайской и западной через вольное толкование текстов. Буквально и полно признавая идеи этих классических произведений, они утверждали, что легитимность власти монарха безусловно соответствует идее тенно, божественного происхождения, и в этом заключалась неопровержимая истина, подтверждающая его власть, силу и добродетель. В кокугаку реалистичный взгляд на мир выражался архаическим языком.
Суждения сторонников кокугаку, как считается, проистекают из снижения влияния философии хуа-и, согласно которой Япония считалась центром цивилизованного мира. Одной из важнейших предпосылок к возвышению философской мысли кокугаку стал сдвиг во взгляде японцев на Китай, - в нем стали видеть не «землю мудрецов», не ориентир, а чужеродную страну с непонятным языком и философией. Иными словами, кокугаку установило мнение что Япония должна существовать вне любой идеологической интервенции.
С таким националистическим уклоном, какой можно усмотреть во взглядах на Японию Мотоори Норинага (1730-1801), «хозяин мира», или Такео Масатанэ (1833-1874), «величайшая страна в мире», кокугаку со своим дальнейшим развитием вместе с поздним митогаку, стало фундаментом для идеологии движения Сонно Джой во время эпохи Бакумацу. Более того, это был момент не только создания ультранационалистического движения после реставрации Мейдзи (ведомого теми, кто был против про-западной политики правительства Мейдзи), но и идеи кокутай (национальное государство), проистекшей из системы тенно.
Митогаку сформировалось течение проекта по компиляции исторических источников Даи Нихонши (История Великой Японии, завершенная в 1906) в Мито хан, центре конфуцианства периода Эдо. Это было первым примером того, что в хане появилось собственное философское учение. Ведущая теория реформистского движения того времени, когда так силен был национальный кризис лицом к лицу встретило ослабление систему бакухан и угрозы полноправной интервенции. Митогаку стало движущей силой движения Сонно Джой во время Бакумацу и далее функционировало в системе идеологии тенно. Митогаку можно поделить на три периода — раннее, позднее и времен бакумацу. С подачи историографов, раннее Митогаку образовалось вокруг конфуцианской идеи меибурон (знать свое истинное место, например свой статус в обществе) и подчеркивало поклонение императорской семье, - так было до середины 18 века. Исторические идеи Митогаку развились в цельный политический дискурс с подачи таких деятелей, как Фуджита Юкоку (1774-1826), Фуджита Токо, Аидзава Сэйшисай (Аидзава Ясуши, 1782- 1863). С углублением кризиса, связанного с вторжением иностранцев в конце 19 века, они продолжали внимательно следить за состоянием дел в государстве, и развитие их идей привело к тому, что их теории преобразовались в Сонно Джой и теорию кокутаи. Философия нашла свое применение на практике в 1840-х в виде реформ внутри хана и посланий бакуфу, что и называется бакумацу Митогаку.
В 1825 году Аидзава Сэйшисай написал Шинрон (Новые тезисы), которые стали по сути «библией» многих видных политических деятелей того времени и шиши («патриотов высоких намерений»). Эта работа получила широкое распространение среди читателей, потому что не смотря на высокие мотивы автора, произведение использовалось разными людьми для подкрепления своей собственной точки зрения на реформы. В то время как самураи низкого класса стремились к повышению социального статуса, находя надежду в убеждении Айдзавы в фукоку кьёхэи (обогатить и сделать сильнее нацию), даймё и их приближенные уделяли внимание на его утверждение, что правительство Бакуфу слишком далеко зашло в контроле над провинциями и следует дать каждому хану большую автономность. Авторитарные лидеры Бакуфу, со своей точки зрения, больше фокусировались на стороне национальной обороны в «тезисах», чтобы настаивать на необходимости получить большую власть и могущество. Сторонники реформ, которые желали поскорее воплотить в жизнь свои проекты, надеялись, что мнение Аидзавы о том, что метод управления государством клана Токугава устарел и должен быть упразднен, - главенствует в труде. Некоторых шиши этот научный труд вдохновил на более радикальные идеи пресечения власти Бакуфу и возвращения к прямому правлению тенно: а именно, осеи фукку. Можно с полной уверенностью сказать, что последовавшая запутанность позднейших типов Сонно Джои пошла именно от вариативных толкований Шинрон.
ура, перевел первую часть эссе корейского автора о Сонно Джой
тут в основном про истоки - про Митогаку и кокугаку
спасибо lannlinn за отчитку и исправления ^_^
Сонно Джой
Пробелы в логике на современной Японской политической арене
автор — Ким Мин-кью
статья из журнала, издаваемого при университете Сонгюнгван
Во второй половине 19 века, Восточноазиатским странам пришлось принять некоторые меры против западной интервенции, набиравшей силу и агрессивно вторгавшейся в их государственные дела, пытаясь удовлетворить свои меркантильные интересы по расширению капиталистических рынков. В то время, как Китай был вынужден подписать договор с западными вторженцами, Корея и Япония все еще старались сохранять свою свободу и автономию и не пускать на свою территорию западных варваров.
читать дальше
тут в основном про истоки - про Митогаку и кокугаку
спасибо lannlinn за отчитку и исправления ^_^
Сонно Джой
Пробелы в логике на современной Японской политической арене
автор — Ким Мин-кью
статья из журнала, издаваемого при университете Сонгюнгван
Во второй половине 19 века, Восточноазиатским странам пришлось принять некоторые меры против западной интервенции, набиравшей силу и агрессивно вторгавшейся в их государственные дела, пытаясь удовлетворить свои меркантильные интересы по расширению капиталистических рынков. В то время, как Китай был вынужден подписать договор с западными вторженцами, Корея и Япония все еще старались сохранять свою свободу и автономию и не пускать на свою территорию западных варваров.
читать дальше