все это писалось на дичайнем нервном срыве и абсолютно на автомате
Название: Touken Ranbu: Анатомия костюма
Автор: fandom Touken Ranbu 2017
Форма: фандомная аналитика
Персонажи: разные
Категория: джен
Рейтинг: G
Примечание: не объять необъятное, поэтому уделяем внимание избранным деталям и костюмам лишь некоторых персонажей
Для голосования: #. fandom Touken Ranbu 2017 - "Touken Ranbu: Анатомия костюма"
![читать](http://i92.fastpic.ru/big/2017/0719/55/b8361ee4816fab6b28ec32881c784f55.png)
На прошлой Фандомной Битве мы уже рассматривали связь дизайна персонажей с тем, каким историческим личностям они принадлежали. На этот раз мы просмотрим несколько более тонкие культурные связи: откуда артеры, оформлявшие игру, позаимствовали те или иные детали костюма, в чем их культурная символика и почему все это кажется нам таким таинственным и привлекательным.
✶Китайский след✶
Начнем с очевидного, но иногда и незаметного.
А именно с набедренного элемента китайского средневекового доспеха эпохи Тан, представленного в нарядах Касэн Канэсады, Идзуми-но Ками Канэсады, Хатисуки Котэцу, Урасимы Котецу и Нагасонэ Котэцу.
![](http://i.imgur.com/retiNwh.jpg)
Подобные элементы доспеха мы часто видим на иллюстрациях, изображающих китайских героев Троецарствия. Кстати, весь наряд обоих Канэсад крайне напоминает романтизированный танский мужской костюм, привычный нам по многочисленным китайским сериалам и браузерным играм. Ведь покрой верхней части их одеяния очень уж напоминает верхний элемент одежды древнекитайских чиновников и военачальников.
![](http://i.imgur.com/uXnhfYM.jpg)
Убедиться в схожести можно, взглянув на доспех танского воина и одеяние танского чиновника.
Золотой феникс на одежде Идзуми-но Ками отсылает нас не только к реальному изображению на его ножнах, но и к типично китайскому образу, пришедшему в незапамятные времена в японский культурный код. Китайский феникс, или фэнхуан, - это символ благородства, изящества, единения инь и янь. Кроме того, в старинном китайском трактате "Шань Хай Цзин" (досл. "Книга гор и морей") утверждается, что каждая часть тела этой птицы имеет свою смысловую привязку: голова - благородство, крылья - долг, спина - правомерность, живот - надежность, грудь - милосердие. Получается целый букет высокопафосных коннотаций. Что до розового пиона на груди у Касэн Канэсады - это тоже типично китайский символ царственности и добродетели.
А вот у мечей Котэцу традиционная китайская стилистика лихо совмещается с фэнтезийной золотой "косухой" и накидкой с отсылкой к форменному хаори Шинсенгуми.
![](http://i.imgur.com/xIY13BO.jpg)
Еще один исконно китайский элемент, обосновавшийся в Японии - это разнообразные узлы. Их мы видим на ярких китайских фонариках, они же украшают омамори, громоздящиеся на прилавках храмовых лавок. Не удивительно, что этот культурный элемент украсил и костюмы некоторых цукумогами.
Сложные узлы, носящие той или иной сакральный смысл, можно заметить в дизайне многих мечей. Рассмотрим те, что бросаются в глаза самым явным образом и при этом не имеют особой привязке к элементу гардероба. Например, присмотримся к узлу на поясе у Микадзуки Мунэчики. Узлы, как мы уже заметили, пришли в Японию из Китая: изначально имея сакральный смысл амулета, притягивающего счастье, они постепенно вошли и в символический код японской культуры. В Японии искусство завязывать такие узлы называется мизухики: узлами, как правило, украшают всяческие обереги, открытки по случаю важных событий - свадьбы, празднования Нового года, рождения ребенка, похорон. В былые времена узлами из ярких шнурков украшали прически - как женские, так и мужские.
![](http://i.imgur.com/8fpE13a.jpg)
И у Микадзуки на поясе как раз красуется нечто, напоминающее четверной узел "авадзи" (淡路結び
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Если вам захочется воссоздать этот узел, можете воспользоваться данными схемами .
✶Монахи, чиго, ямабуси✶
Японские буддийские монахи никогда не отличались миролюбивым нравом. В эпохи Хэйан и Сэнгоку они много раз проявляли свой вольный и наглый нрав, да и до наших времен дошли некоторые милитаризированные обряды и даже религиозные течения. Поэтому и в рядах персонажей Touken Ranbu есть мечи и нагинаты, чей дизайн вдохновлен одеяниями буддийских священнослужителей.
Конечно же, мы говорим о Ямабуси Кунихиро, троице мечей Самондзи, Иманоцуруги и Иватооши.
![](http://i.imgur.com/VWJx75r.jpg)
Само название меча Ямабуси Кунихиро намекает на то, что в его дизайне просто обязана присутствовать отсылка к облику воинственных монахов-ямабуси. Так называли монахов, что вели отшельнический образ жизни в горах. Нередко это были приверженцы буддийских школ Сингон и Тэндай, основывавших свободные общества, мало связанные с деятельностью буддийских монастырей. Монахи-ямабуси славились как духовные целители и отличные воины. Нередко можно услышать и о легенде, приписывающей этим монахам навыки, схожие с умениями шиноби.
![](http://i.imgur.com/W9QIdl9.jpg)
На Ямабуси Кунихиро мы видим множество элементов одеяния ямабуси, а его подведенные алым глаза и расписанные языками пламени руки словно намекают нам, что он готовится исполнить ритуальный танец сюгэн-но. К слову, о пламени. Поскольку сторонниками учения сюгэндо, распространенного среди монахов-ямабуси, свойственно было почитания гневного божества Фудо-Мёо, а пылающий огонь часто присутствует в ритуалах этого учения, эта деталь тоже оказывается тонко вплетенным в дизайн персонажа элементом культурного кода.
![](http://i.imgur.com/OYbMNb0.jpg)
Рассмотрим самые отличительные детали костюма монаха-ямабуси.
Во-первых, это шапочка "токин" (頭襟
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Следующий интересный элемент - это "юигэса" (結袈裟
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
В случае с Ямабуси Кунихиро, мы видим еще и особый головной убор - "хо:кан" (宝冠
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![](http://i.imgur.com/oBTfRpk.jpg)
Иватооши, нагината легендарного монаха-воина Бэнкея, сражавшегося бок о бок с Минамото-но Ёшицунэ, также приняла внешний облик буддийского священнослужителя. Но уже не ямабуси, а сохэй. Монахов-сохэй часто сравнивают с ямабуси, однако они не скрывались в горах, проводя время в аскезе и упражнениях в военном искусстве. Сохэй жили в укрепленных монастырях военизированными и четко организованными сообществами, больше напоминавшими армии.
Из ярчайших элементов одежды сохэй, просматривающихся в дизайне Иватооши, можно отметить "кашая", о которой мы поговорим позже, а также головной убор, напоминающий платок - "като:-но кэса" (裏頭の袈裟
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![](http://i.imgur.com/hK0O52a.jpg)
Подробнее одеяния ямабуси и сохэй можно рассмотреть на этой схеме.
![](http://i.imgur.com/0w2iWcO.jpg)
Иманоцуруги, меч Ёшицунэ, тоже несет в своем дизайне привязку к образу своего хозяина. Во-первых, его наряд отсылает нас к образу горных тэнгу, у которых по легенде юный Ёшицунэ обучался военному искусству. Связующие детали - головной убор "токин", "одноногие" тэнгу-гэта и характерные круглые помпоны "кикутодзи", уже знакомые нам - такие же украшают одежду ямабуси. Во-вторых, если обратить внимание на одежду Иманоцуруги для работы в Цитадели, можно заметить, что она очень напоминает одеяние мальчиков-чиго, аколитов, проходивших обучение в буддийских монастырях. А ведь нам известно, что свои детские годы Ёшицунэ провел именно в роли храмового служки-чиго - в знаменитом монастыре на горе Курама.
![](http://i.imgur.com/SSG6xLE.jpg)
![](http://i.imgur.com/dt3zcIC.jpg)
Не менее интересно, как артеры решили оформить мрачную троицу мечей Самондзи. Братьев связывают не только странности в поведении, но и детали костюма буддийских монахов, присутствующие в дизайне всех трех мечей. На каждом из мечей Самондзи надета "кашая", или "кэса" (袈裟
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![](http://i.imgur.com/ovHmQiH.jpg)
Вот парочка хороших рисунков, на которых видно, во что одеты старшие Самондзи.
![](http://i.imgur.com/lKw13dA.jpg)
![](http://i.imgur.com/GHX0yCs.png)
Кисточка, кстати, называется "сю:тара" (修多羅
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
На всех мечах Самондзи мы видим архаичную и торжественную "годзё кэса" (五条袈裟
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
В разложенном виде годзё кэса выглядит вот так:
![](http://i.imgur.com/C6ZFipI.jpg)
А на этом видео показано, как облачаться в подобную одежду.
✶Синто и великолепие Хэйана✶
Мечи в Японии служили не только воинам и монахам, но и синтоистским святилищам. Часто, поднесенные в святилище в качестве ценного подношения, они наделялись целительными и усмиряющими злых духов свойствами.
Как, например, Ишикиримару и Таротачи. Поэтому оба меча одеты уже не как самураи или монахи: их костюм напоминает церемониальное одеяние синтоистского жреца "каннуси".
![](http://i.imgur.com/Rx1ETji.jpg)
Основой одеяния кануси является придворный костюм эпохи Хэйан, "сокутай". Причем у Ишикиримару он дополнен еще и лаковой шапочкой "канмури". Поскольку его одеяние окрашено в приятный зеленый цвет, его можно скорее отнести к полуформальному костюму "носи".
![](http://i.imgur.com/i2vhM0e.jpg)
Таротачи, напротив, одет весьма формально и сурово. Однако, на нем нет придворного головного убора и особого шлейфа, отличавшего наиболее официальные виды костюма. Поэтому мы можем сделать вывод, что Таротачи одет, скорее, как каннуси, чем хэйанский кавалер.
Если хотите увидеть настоящих хэйанских кавалеров - искать их надо среди мечей, рожденных в эпоху Хэйан. Самый идеальный образец величественного и элегантного придворного стиля одежды можно увидеть, рассмотрев одежду Микадзуки Мунэчики. Наш "дедушка" одет в "каригину", или "охотничью одежду", самый неформальный вид костюма. Так аристократы эпохи Хэйан одевались вне Двора, стремясь в красоте цветовых сочетаний и узорах тканой парчи проявить свои богатство и эстетический вкус.
![](http://i.imgur.com/HhHayPW.jpg)
Старейший из мечей в игре, Когарасумару, тоже одет как хэйанский аристократ. Однако одет он в "суйкан", костюм, в который облачались вассалы придворных пятого ранга и выше...а также дети. Кроме того, такое одеяние было крайне популярно среди представителей самурайского класса конца эпохи Хэйан (правда, без веселеньких помпонов "кикутодзи"): в такой одежде было проще и быстрее двигаться. А еще именно в такой одежде чаще всего изображают юного Минамото-но Ёшицунэ.
![](http://i.imgur.com/YrfJsn2.jpg)
✶Кабуки и Но✶
Близки по своей помпезности к хэйанским одеяниям и сценические наряды актеров традиционного японского театра. И если в Кабуки мы можем встретить одежду разнообразных эпох, тяготеющую, впрочем, к стилистике Эдо, то в Но, элитарном театре, костюм больше похож на парчовую многослойность Хэйана.
Мечей с дизайном, вдохновленным стилистикой японского театра в Touken Ranbu три: это Когицунэмару, Томоэгата и Дзиротачи.
![](http://i.imgur.com/m8738f3.jpg)
Проще всего "читается" по деталям и покрою наряд Когицунэмару. Не только многоярусность и сложность его костюма, но и даже пышные волосы служат отсылкой к облачению актера, исполняющего танец из репертуара театра Но. Разве что вместо неотъемлемой в этом искусстве маски мы видим истинное лицо цукумогами.
![](http://i.imgur.com/B73WTBG.jpg)
Вероятнее всего, артер был вдохновлен костюмом актера, исполняющего роль божества Инари в пьесе под названием "Кокадзи" (小鍛治
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Из костюма божества Инари в одежду Когицунэмару перетекли цветовая схема и цвет волос. Однако, как видно по фото, покрой облачения у актера иной. И все же из типичных элементов костюма театра Но в дизайне Когицунэмару присутствуют "катануги" (片脱ぎ
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![](http://i.imgur.com/LaSnkZX.jpg)
В случае с Томоэгатой связь с костюмом театра Но едва намечена и является нашим предположением. Поэтому, перейдем к одежде Дзиротачи, связанной уже с иным видом японского традиционного театра - Кабуки.
Начнем с очевидного: наряд высоко стилизован, и несет себе лишь черты и отсылки к традиционному костюму, поэтому, попытаемся разобраться с теми его деталями, которые реальнее всего воссоздать по оригиналам.
Одет Дзиротачи как актер, исполняющий женские роли, - оннагата. По яркости наряда и длине его рукавов, мы можем сделать вывод, что Дзиротачи "играет" роль юной красавицы. В некоторое замешательство может вогнать то, что прическа Дзиротачи украшена шпильками, характерными для японских куртизанок. Однако узел на его поясе-оби завязан добропорядочно, со спины.
![](http://i.imgur.com/9KntM5q.jpg)
Те, кто пытался создать косплей Дзиротачи, наверняка испытывал сложности не только с пошивом его кимоно с усложненным покроем, но и с укладкой волос или парика.
![](http://i.imgur.com/SwEXYY8.png)
Но на практике все не так страшно, как могло бы казаться: у Дзиротачи на голове всего лишь полураспущенная прическа "мицува-магэ" (三ツ輪
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Создать основу для данной прически вам поможет данное видео:
Украшена прическа Дзиротачи композицией из цветов, алой лентой, гребнем "куси" (櫛
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Что до золотого шнурка с узелком, ниспадающего из прически Дзиротачи, то его вы можете завязать самостоятельно. По сути это упрощенная версия узла "ханамусуби" (花結び
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Завязывается он вот так:
✶Сэнгоку и Эдо✶
Некоторые мечи имеют дизайн, в котором просматривается типизированный образ самурая той или иной эпохи, статуса и профессиональной принадлежности.
Мы не будем чрезмерно зацикливаться на этой теме, ввиду того, что разобраться с покроем косодэ (верхняя часть костюма) и хакама (нижняя часть костюма) сейчас проще всего. Интернет-ресурсы изобилуют самыми разными туториалами и схемами. Например, на этом сайте учат шить косодэ. Все инструкции на английском языке.
Остановимся на более мелких деталях, воссоздать которые может оказаться труднее. Например, на некоторых из мечей мы видим "кяхан" (脚絆
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![](http://i.imgur.com/or2v7UM.jpg)
По схемам с тремя основными видами кяхан можно посудить, как эту деталь костюма можно воссоздать:
![](http://i.imgur.com/1UlIN0T.jpg)
Еще одна деталь - "тэкко:" (手甲
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Кяхан, например, присутствует в дизайне Цурумару Кунинаги и Муцуноками Ёшиюки. Тэкко, стилизованные под элемент доспеха, можно увидеть на Касю Киёмицу и Тонбокири.
![](http://i.imgur.com/26tVHyN.jpg)
Дизайн Тонбокири вообще особо интересен: в его наряде сочетается типичный самурайский костюм и облачение монаха-ямабуси. Кроме того, буддийскую тему поддерживает надпись у него на груди: "ка", "кириику", "са", начертанная особым сакральным шрифтом "бондзи" (梵字
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![](http://i.imgur.com/LbJmS8V.jpg)
✶Курс на Запад✶
В Японской истории на смену долгой эпохе самураев с Реставрацией Мэйдзи пришел курс на вестернализацию и стремление приблизиться к уровню прогресса Западных стран. Поэтому и в Touken Ranbu многие дизайны мечей вдохновлены эстетикой эпох Бакумацу, Мэйдзи, Тайсё и Сёва.
Например, на Касю Киёмицу - эклектичное видение западной военной формы японцами, характерное для конца эпохи Бакумацу - начала эпохи Мэйдзи. Его шинель представляет собой смесь европейского покроя с покроем дзинбаори - характерного предмета самурайского гардероба, напоминающего жилет.
![](http://i.imgur.com/7Jep6pz.jpg)
Те же мотивы видятся и в одежде Хорикавы Кунихиро. Это не случайно: оба меча принадлежали офицерам ополчения Шинсенгуми, в гражданской войне 1868-1869 годов принявшего проигравшую сторону Сёгуната Токугава.
![](http://i.imgur.com/DOLh0YD.jpg)
Конечно, мы рассмотрели все эти детали традиционного и исторического японского костюма лишь вскользь, не вдаваясь в подробности, интересные только историкам, этнографам и прочим узким специалистам. Надеюсь, вам было интересно хотя бы чуть-чуть погрузиться в хитросплетения японской традиционной одежды, проявившихся в дизайне персонажей Touken Ranbu.
![линия](http://i94.fastpic.ru/big/2017/0729/fb/3e99402bcf66df3043ef603c962efefb.png)
@темы: bakumatsu, sengoku jidai, мое бездарное, heian, touken_ranbu
А где можно посмотреть первую часть про дизайн персонажей? В дайрях очень плохо ориентируюсь(1) шнурок на кэса назывется сютара
2) на Исикиримару, похоже, каригину. У носи есть "хвосты" по низу, у каригину - нет. Так как у Исикиримару хня на поясе и шапочка чиновника, я думаю, что это все же каригину, а не суйкан (тут я плохо разбираюсь, у них одна выкройка), но не носи точно. Носи (или вообще хо, учитывая цвет - черный, белый, красный), как ты правильно говоришь, - у Таротати.
3) у Иманоцуруги и Когарасумару один и тот же наряд в базе - суйкан. Кстати, у Исикиримару тоже может быть суйкан (ворот у него не застегнут на пуговицу, а завязан на шнуры - а это признак суйкана, а не каригину)
4) что-то от кэса пробегает и у Лиса - по крайней мере, на рисунке его шнурок описан тем же словом "сютара", что и на кэса. Короче, Лис странный, надо бы его внимательнее посмотреть...
по первому сютара слово знакомое, но я его благополучно проебал
на выхах как будут силы, воткну апдейтами твои поправки
в японских бложиках про Лиса пишут, что у него стилизация под костюм на конкретного персонажа из конкретной пьесы. автор арта безмолвствует, поэтому трудно прийти к какому-то соображению
Wenlin, спасибо большое) я все равно косяков умудрился тут наделать Т__Т
вот тут последний в выкладке))
Мори Сэйдзюро, спасибо)
Про Лиса - там нету пьесы, случайно, про то, как его ковали? А то гравюры точно есть...
да, на самая)) "Кокадзи" (小鍛治 )
иначе всем бы уже было мало местаА по поводу "наделать косяков" их наверное не наделал бы только какой-нибудь японец с высшим образованием в области истории костюма)
Я вообще с трудом, да и наверное благодаря часам игры в Nioh, хоть какие-то названия и виды одежды запомнила)Т___Т ооооо да, там со всеми этими названиями убиться можно
Можно перепостить к себе?
конечно, забирайте) но оч советую утащить еще и этот коммент
а то я не успел правки внести(