я уже писал про Бисямонтена вот тут и тут нашлось еще немного матчасти, так что будет теперь и третий пост
Чудо святого человека В "Удзи-моногатари" есть история о чуде, в котором упоминается Бисямонтен: "Благодаря истовой аскезе, которую практиковал один монах, он обрел волшебные силы, и сумел создать из воздуха маленькое нерукотворное изваяние Бисямона, которое как раз подходило по размеру для небольшой божницы. Он возвел небольшое святилище в горах, куда и поместил то изваяние, и провел много лет и месяцев, поклоняясь ему"
миниатюрная позолоченная божница с изваянием Бисямонтена из запасников Британского музея читать дальше Курама-дэра ( 鞍馬寺 - Храм был основан к северо-востоку от Киото в 770 году, после того, как монаху по имени Гантэй (или Кантэй - 鑑禎 ) было видение Бисямона. Курама в дословном переводе значит "оседланный конь". В книге "Practically Religious" (авторы - Reader, Tanabe), об этом сказано так: "В день тигра в первый месяц 770 года, Гантэй, молодой китайский монах, который приехал в Японию со знатоком священных текстов Гандзином (688-763), увидел сон, в котором увидел священное место в горах к северу от То:сё:дай-дзи, где они остановились. Он отправился на поиски этого места, но не мог его отыскать, пока ему не явилась белая лошадь, на которой было изукрашенное драгоценными камнями седло, и не указала ему путь. Обнаружив нужное место чуть пониже вершины горы, он развел костер , готовясь переночевать там, но тут на него напала женщина-они, плюющаяся ядом. После того, как ему не удалось убить они, Гантэй спрятался за большим мертвым деревом. Он начал изо всех сил читать мантру, и дерево чудесным образом упало, задавив они. На другой день ствол того дерева обратился статуей Бисямонтена, хранителя Севера и борца с демонами. Гантэй построил святилище, чтобы поклоняться ему, - и это положило начало храму Курама-дэра, храму Оседланного Коня. Там все еще проводят ежегодный праздник в день тигра (хацутора), в день, в который, согласно одному из храмовых проспектов, приходят люди всех возрастов, чтобы "помолиться за исполнения самых заветных мечтаний, процветание в бизнесе и счастье.""
В 796 году Фудзивара-но Исэндо увидел сон, в котором он нашел изваяние Каннон к северу от Киото. Он не знал, где искать это изваяние, поэтому просто оседлал своего белого коня и отпустил поводья, чтобы животное шло туда, куда посчитает нужным. "Конь привел его к святилищу Бисямонтена на горе Курама, но Исэндо был удивлен и разочарован, поскольку Каннон он не нашел. Ночью того же дня шестилетний мальчик, воплощение Мао:, явился ему во сне и поведал ему, что Бисямонтен и Каннон - это просто два разных имени одного божества. Наутро Исэндо вернулся на гору, и воздвиг там храм, посвященный изваянию Бисямонтена и только что созданному изваянию сторукой Каннон." Трем божествам, фигурирующим в легенде храма Курама-дэра, - Мао:, Бисямонтен и Каннон - поклоняются как единому божеству Сонтэн, состоящему из единства трех сущностей. Бисямонтен олицетворяет свет солнца, Каннон - луны, а Мао: - силы земли. Как божество в его триединстве, Сонтэн представляет собой энергию вселенной и основу всего сущего. А гармония вселенной - важная часть учения в храме Курама-дэра.
Чадхури, которого я уже цитировал в посте про Каннон, пишет, что Саканоуэ-но Тамурамаро приезжал помолиться в Курама-дэра перед своим походом на айну. После его возвращения с победой, он даровал храму свой меч в качестве благодарности.
В Курама-дэра проходит ежегодная церемония рубки бамбука - Такэкири э-шики (竹切り会式. Каждый год 20 июня в 2 часа дня проводится эта скромная церемония с историей в более, чем тысячу лет. Посвящена она тому, как один монах изгнал со священной горы змей при помощи Бисямонтена. Во время церемонии восемь священнослужителей, одетых как ямабуси, разбиваются на две команды, и соревнуются, кто быстрее изрубит четыре ствола зеленого бамбука, олицетворяющие змей.
Ниже - видео, как это выглядит, собственно
Шитенно - охранители четырех сторон света
Шитенно - 四天王 - Четыре Небесных Царя, Вирудхака, Дхритараштра', Вирупакша, Вайшравана. Последний соответствует Бисямонтену и является их предводителем. Каждый из них отвечает за одну сторону света. Бисямонтену принадлежит Север. В японско-английском словаре Хёпбёрна 1905 года Шитенно дается такое определение: "Четыре короля-демона, которые защищают мир от нападения асур". Интересно, что он использует слово демон при том, что как раз таки асуры считаются ими. Так вот, асурам он дает определение "мелкие божества, подобие падщих ангелов". Это при том-то, что они бывают сильнее, чем якшасы.
Что такого важного в Севере?
W. G Asto в своей книге "Shinto: The Way of the Gods" пишет: "В более поздних мегалитических гробницах вход расположен на юге. Такое расположение связано с идеей, знакомой японцам благодаря заимствованию ее из Китая, и общей для других дальневосточных наций. Для них север считается наиболее почитаемой стороной света. Микадо, во время важных церемоний, всегда восседает в северной части зала. А его дворец смотрит на юг. Сразу после смерти тела кладут головой на север, а во сне многие японцы стараются класть голову куда угодно, только не на север. Они говорят, что недостойны такой чести." В книге "Asiatic Mythology" 1932 года сказано, что готовясь покинуть наш мир, Будда уложил свою голову на север. В той же книге написано, что Северу соответствует энергия инь, более сильная.
В воспоминаниях одного миссионера, жившего в Китае, опубликованных в 1885 году, есть интересный момент: "Он [домовладелец] будет, несомненно, против окна в северной стене, поскольку все дурное влияние будет проникать с той стороны. Повсеместное распространение этого суеверия легко проиллюстрировать тем, что в этом городе, в общем-то, почти в каждом доме, какой я только ни видел, лучшие комнаты устроены на южной стороне, а на северной стороне нет ни одного окна."
Ну и еще момент. Из четверки Небесных Царей только Бисямонтен оказался в числе Семи Богов Счастья
Почему? На блоге Рrintsofjapan.wordpress.com дают вот такое объяснение:
В 1623 году Токугава Иэмицу (徳川家光: 1604-1651) попросил монаха Тэнкая перечислить ему все добродетели знати. Тэнкай сказал, что их всего семь. Тогда его спросили, какие божества воплощают эти добродетели, и Тэнкай перечислил те семь божеств, которые сейчас известны нам ка Семь Богов Счастья. Однако первое упоминание о Семи Богах Счастья относится к 1420 году. Еще одна история, второй половины 15 века, рассказывает о группе предприимчивых аферистов, которые одевались в Семерых Богов Счастья и так находили себе жертв. Нужно заметить, что все эти добродетели с моралью никак не связаны, а больше привязаны к качествам, которые всем хотелось бы иметь. Вот почему долголетие, богатство и известность включены в этот список.
Ну и напоследок просто потому что это ахуенно
Свиток работы Ханабусы Иккэя из коллекции Британского музея, примерно 1832 год.
Почему богов Счастья именно семь? Некоторые авторы ссылаются на то, что для японцев число 7 вообще имеет важное значение. Изначально в Японии было 7 провинций, есть 7 сокровищ и 7 божеств, японские буддисты считают, что у каждого человека всего 7 реинкарнаций, после смерти по человеку скорбят 7 дней, есть 7 осенних цветов, 7 весенних трав и 7 призраков Мисаки.
Ай, как ты вовремя!