Kyodai, your kansai is protruding
![](http://s51.radikal.ru/i134/1305/8b/04a73cb1be9e.jpg)
из Мизуки Шигеру - "Мудзяра, Кайи Ёкай Дэнсё" и японской википедии
Ничто лучше не подтверждает выражение английского драматурга Вильяма Конгрива, "фурия в аду ничто в сравнении с брошенной женщиной", как история о Хасихимэ. Женщина, полная ревности и ненависти, превращает себя в демона с помощью собственной силы воли и помощи божества, которое обучает ее трудному ритуалу. Этот ёкай эпохи Хэйан - одно из самых жестоких существ во всем японском бестиарии.
читать дальше
Что значит Хасихимэ?
Ее имя записано всего двумя кандзи, и расшифровывается очень просто: 橋 (хаси, - мост) и 姫 (химэ, - принцесса). Но есть в этом слове и глубинное, скрытое значение. В старояпонском слово аираши (愛らしい; красивый; очаровательный; привлекательный, восхитительный) могло произноситься и как хаси. Так что "Хасихимэ, принцесса на мосту" могло быть омофоном к "Хасихимэ, прекрасная принцесса".
![](http://i076.radikal.ru/1305/69/a14f78dab098.jpg)
Один только вопрос - почему у такого жуткого демона такое утонченное имя? Все потому, что ее имя появилось раньше легенды о чудовище. Хасихимэ была благим божеством воды, - задолго до того, как появилась история о женщине, поглощенной ревностью с треножником на голове и с горящими лучинами в зубах.
Хасихимэ - водное божество
![](http://s16.radikal.ru/i191/1305/24/28181974ed18.jpg)
укиё э Масусуми
Если отследить историю до времен, когда в Японии не было письменности - всегда было много мифов, связанных с мостами. Поскольку японская культура по своей сути анимистическая - природе всегда приписывается наличие множества благих и дурных духов. Чудеса природы вроде искривленных или огромных деревьев или странных скал обретали своих ками-защитников. Не исключением были и крупные реки, - в них, как считалось, тоже жили ками.
Мосты через эти реки были чем-то вроде обоюдоострого меча. Они позволяли преодолевать реку, что вело к развитию торговли, но они же пропускали врагов. Любой большой мост по повериям имел свое оберегающее божество, которое должно было отпугивать врагов.
У каждого моста, как считается, была пара защитников - мужское и женское божество - Хасихимэ и Хасимия (?). Святилища в честь обоих божеств строились возле мостов и были одинаково важны.
Но с течением времени женское божество стало более популярно и вытеснило культ мужского божества. Хасихимэ приписывалась ослепительная красота и возможность являться в человеческой форме.
К 905 году н.э относится первое известное науке письменное упоминание о Хасихимэ, - в стихотворении 14 свитка Кокинвакасю (古今和歌集; Собрание стихотворений древних и наших времен). Это упоминание особо важно, поскольку в нем упоминается не просто Хасихимэ, а именно Хасихимэ из Удзи - то есть та самая, которая позже затмит все легенды о божестве и станет демоном.
"На твердой подстилке травы
Лежит в одном исподнем
Сегодня ночью, снова -
Должно быть, меня она ждет,
Хасихимэ из Удзи"
Хасихимэ - женщина-демон
Непонятно, как красавица речная богиня превратилась в символ женской ярости. Скорее всего, как и с любыми фольклорными историями, произошло это само собой с течением времени. Возле мостов были святилища Хасихимэ, так что люди забыли их истинное назначение и стали придумывать новые истории. Большинство из них описывало Хасихимэ как женщину, совершившую что-то дурное. Были легенды о женщинах, чьи мужья уходили и не возвращались, так что они бродили по-над рекой, рыдая и скорбя, пока не превращались в Хасихимэ. Согласно другим историям - Хасихимэ рождалась от ревности и желания отомстить.
Хасихимэ - одно из заглавие глав в Гендзи-моногатари (源氏物語
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
![](http://s020.radikal.ru/i723/1305/b4/923708aa75e3.jpg)
укиё э Кикугавы Эизана
Хотя госпожа Рокудзё - не Хасихимэ, ее история перекликается с мотивами мощи женской ревности в Японской традиции. После этого этот мотив лишь стал популярнее, стал появляться в театре и песнях. Театр Но отличался особой любовью к Хасихимэ - ее лицо - одна из официальных масок театра.
Хэйке-моногатари и Хасихимэ из Удзи
История Хасихимэ стала вставной историей в Хэйке-моногатари (平家物語
![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
Многие из устных версий Хэйке-моногатари сохраняли в себе и историю о Хасихимэ из Удзи. Она была аристократкой, по разным версиям - либо ей изменял муж, либо он взял вторую жену и больше внимания уделял ей. И эта женщина помолилась в храме ками из Кифунэ, чтобы свершить свою месть - божество смилостивилось и обучило ее трудному ритуалу, который превратил ее в они во плоти.
![](http://s58.radikal.ru/i160/1305/52/c9e74353641f.jpg)
В Хэйке-моногатари постоянно подчеркивается, что Хасихимэ - они, но все еще жива. Это отличается от других версий легенды, где женщина тонет в реке, и восстает как юрей Хасихимэ. В японском фольклоре смерть обладает силой преображения - во многих историях тянется мотив мести после смерти. Так что "они во плоти", все еще живая Хасихимэ вселяла особый ужас.
Хасихимэ из Удзи в итоге затмила все остальные легенды о Хасихимэ, и стала определяющей. Когда Торияма Сэкиэн внес ее в свой Кондзяку Газу Зокухьякки (今昔画図続百鬼; Иллюстрированная сотня демонов настоящего и прошлого), он отметил, что это Хасихимэ - именно из Удзи.
![](http://i053.radikal.ru/1305/d8/1ce00ed89b43.jpg)
текст Ториямы: Богиня Хасихимэ живет под мостом Удзи в провинции Ямасиро. Таково объяснение этому изображению Хасихимэ из Удзи
Канава - железная корона
![](http://s018.radikal.ru/i525/1305/ed/3a4721f86f55.jpg)
В пьесе театра Но Канава (鉄輪 - железная корона) показана одна из версий истории о Хасихимэ - та, что упоминается в Хэйке-моногатари. Согласно этой версии, придворная дама страдает от того, что ее муж взял себе вторую жену и перестал ее посещать. Она преисполнилась ревности, решила наложить на соперницу проклятие и убить ее. Но ее муж посоветовался с великим оммёдзи Абэ-но-Сэймэем, который и снял ее проклятие.
Абэ-но-Сэймэй составил каташиро - бумажный амулет в форме человечка, который отразил проклятие обратно на ревнивую жену, - и она превратилась в они. В этой сцене актер сменяет маску на маску Хасихимэ. Опозоренная таким внешним видом, женщина бросается в реку, сжигаемая ревностью и жаждой мести.
Хасихимэ снова нападает на вторую жену, но на этот раз ее отгоняет Абэ-но-Сэймэй , при помощи 30 духов-ками. Хасихимэ клянется, что вернется еще раз, и исчезает.
Другие Хасихимэ
Кроме самой известной - Хасихимэ из Удзи есть и другие. Например, люди утверждают, что такая же история произошла у моста Нагарабаши - через реку Ёдогава в Осаке, у моста Сэтанокарабаши через реку Сэтагава в префектура Сага.
Святилище Хасихимэ
![](http://hyakumonogatari.files.wordpress.com/2013/05/hashihime_shrine.jpg?w=535&h=401)
Если чуть отойти от дороги возле моста Удзи можно найти святилище Хасихимэ. Оно не большое, и вас не слишком рады будут туда проводить из-за дурной славы святилища.
Считается, что святилище это существует с 646 года, - что делает известные легенды о Хасиимэ только старше. Скорее всего оно было посвящено божеству, живущему под мостом - а уже позже появились и истории.
Это святилище необычно тем, что считается святилищем разводов. Сюда приходят люди - в основном женщины - чтобы помолиться об освобождении от нежеланного брака. Сюда же приходят молиться просто о желании от чего-то освободиться: но в основном - о разводе или выкидыше.
Обычно в синтоистских святилищах продают амулеты, которые обычно защищают от злых духов. Так же обстоят дела и в святилище Хасихимэ: они продают волшебные ножницы, которыми можно говоря фигурально - разрезать узлы, которые тяготят вас, и могут привести к тому, что вы станете они во плоти.
@темы: yokai, мое бездарное, ukiyo e
интересно *_*
Унесла