10.02.2018 в 19:20
Пишет WTF Sengoku 2018:Название: Ребятам о зверятах
Автор: WTF Sengoku 2018
Бета: WTF Sengoku 2018
Размер: 2555 слов
Канон: исторический, Sengoku Choujuu Giga
Персонажи: сэнгоку-даймё и их фуррсоны
Категория: джен
Форма: фандомная аналитика
Рейтинг: PG-13
Примечание 1: Вы мало что знаете об эпохе Сэнгоку, но хотите посмотреть концептуальное аниме с шутейками "для тех, кто в танке"? Тогда эта аналитика для вас!
Примечание 2: источник – разбор исторических анекдотов, которые легли в основу серий "Карикатур эпохи Сэнгоку"
Размещение: после деанона
Для голосования: #. WTF Sengoku 2018 - "Ребятам о зверятах"
СЕРИИ 1-12❆Приходите, поглядите❆
Тоётоми Хидэёши и Токугаву Иэясу вызывает к себе Нобунага, который хочет им "кое-что показать". Оба даймё испытывают смутные опасения на сей счет, но все равно приходят...
В 1571 году Нобунага подпаливает монастырь на горе Хиэй, узнав о союзе монахов с альянсом кланов Азаи и Асакура (направленного, как мы помним, против Нобунаги).
1 января 1574 года на праздничном банкете у Нобунаги организовывается макабрическая кунсткамера. Перед гостями выставляются черепа Асакуры Ёсикагэ, Азаи Хисамасы и Азаи Нагамасы, превращенные в подобие лаковых чаш для сакэ.
Но таких изысков Нобунаге мало: к его двору все время стремятся торговцы иностранными диковинками.
Вещью, которая особенно привлекла его придирчивое внимание, было ружье.
В 1575 году стрелки, вооруженные ружьями, изменили не только ход битвы при Нагасино, но и само представление об эффективном ведении войны.
❆Первый копейщик Поднебесной❆
Хидэёши собирает семь прославленных копейщиков, чтобы объявить, кто же из них лучший в стране.
После того, как Нобунага был убит в Хонно-дзи, наступил период ожесточенной борьбы за власть. Так вышло, что в этот период случилось отчаянное столкновение между Хидэёши и Шибатой Кацуиэ.
В 1583 году битва при Шизугатакэ отняла у Шибаты половину его мощи. Дальше все было еще печальнее: Хидэёши загнал Шибату в угол, и покончив с ним (точнее, позволив ему благополучно самовыпилиться вместе с тогдашней супружницей - О-Ичи), крепко сжал всю власть в своих руках.
В битве при Шизугатакэ особо отличились семь самураев из числа "протеже" Хидэёши. В дальнейшем они стали известны как "Семь копий Шизугатакэ". Этот подвиг был прекрасным стартапом для всех семерых - пока Хидэёши был у власти, они занимали высокие политические посты.
❆Меланхолия Датэ Масамунэ❆
Датэ Масамунэ и Катакуру Кодзюро вызывает в столицу Хидэёши, чтобы допросить их по подозрению в организации государственного переворота.
Кодзюро ко всему подготовился и разработал хитрый план...
Недовольные птички напели Хидэёши, что Масамунэ приложил руку к организации восстания Озаки. Поэтому разъяренный Хидэёши, уже не в первый раз недовольный Масамунэ, тут же вызвал его для разъяснения ситуации.
План по спасению от наказания был действительно хитрый. Чтобы демонстративно показать свою чистоту, Масамунэ явился в столицу с покаянным видом, в покойницких белых одеждах и с позолоченным крестом наперевес. Шоу, как известно, сработало: Хидэёши был поражен и решил, что Масамунэ будет ему полезнее живым, чем мертвым.
❆Странная парочка❆
Иэясу и Хидэёши спешат к Нобунаге с докладом, возвращаясь после успешного захвата монастыря Энряку-дзи. И тут они становятся свидетелями удивительного события...
Мори Ранмару на страницах исторических документов нередко фигурирует под именем Мори Ран. Принято считать, что он был не только адъютантом Нобунаги, но чем-то вроде личного ассистента у главы крупной корпорации. Словом, ему Нобунага мог доверить не только меч наполировать, но и что-то посерьезнее сделать.
Часто поговаривали, что величайшей заслугой Ранмару была его уникальная способность вежливо осадить господина, если он начинал вести себя неадекватно.
❆Подайте копеечку❆
После провала Западной коалиции в битве при Сэкигахаре Санада Масаюки и Санада Юкимура влачат жалкое существование. У них так туго с финансами, что даже торговец данго вышвыривает их вон.
Примкнувшие к стороне Исиды Мицунари, Санада Юкимура и Санада Масаюки едва не лишились голов. Только благодаря прошению лично Хонды Тадакацу, им сохранили жизнь, приговорив к домашнему аресту на горе Коя. Причина, по которой верный вассал Иэясу заступился за его врагов была проста: замужем за Санадой Нобуюки (братом и сыном провинившихся соответственно) была его дочь.
Хотя на гору Коя оба арестанта благополучно прибыли, вскоре они тихо слиняли чуть пониже - на Кудояму. Там им пришлось очень туго: содержание клану урезали до минимума.
❆Крошка тануки и его трусики❆
Как-то вечером Токугава Иэясу прокрался к колодцу, чтобы незаметно постирать свои фундоши.
Все испортил нежданный порыв ветра...
Говорят, что Иэясу очень боялся опозориться грязными портками. Поэтому, чтобы продлить жизнь белью и не стирать его тысячи раз подряд, он особенно ценил бледно-желтые фундоши.
❆Тайна хозяйских тапок❆
Шибата и Хидэёши заняты приготовлениями к битве при Анэгаве.
И тут раскрывается тайное ноу-хау, связанное с тем, как Хидэёши согревал дзори для Нобунаги...
Известно, что Хидэёши на службе у Нобунаги начинал с низкой должности носильщика и хранителя хозяйской обуви. Находчивый карьерист догадался греть Нобунажьи дзори в холодные времена. Для этого он прятал их себе за пазуху.
Как принято считать, Нобунага оценил такое усердие и дал Хидэёши шанс для реализации на ином поприще.
❆Камень, ножницы, бумага❆
Хосокава Тадаоки пытается примирить враждующих Тодо Такатору и Куроду Нагамасу.
Положить конец их вражде решено при помощи сурового поединка в камень-ножницы-бумага...
Шлем Куроды Нагамасы, так напоминающий нам совковую лопату, не нес подобных ассоциаций для его современников. Назывался такой смелый дизайн "Ити-но тани". Он был призван символизировать крутой скалистый склон, по которому Минамото-но Ёсицунэ спустился с верными вассалами к своей первой серьезной победе.
Шлем Тодо Такаторы тоже был непростой. Он повторял форму головного убора древнекитайского чиновника, украшенного "ушами" из лакированного шелка.
Но форма шлемов не повлияла на причину того, что отношения между двумя самураями протухли. Дело в том, что Курода ухитрился присвоить себе средства, предназначенные на выплату ежегодного налога, чем испортил отношения еще и с Хосокавой.
❆Неистовый как огонь, стремительный как понос❆
Такэда Сингэн пытается придумать годный слоган для своего знамени перед битвой при Хатиманбаре.
У него никак не получается вспомнить один из четырех иероглифов, составляющих крылатую фразу. На помощь приходит верный Ямамото Кансакэ...
В 7 главе трактата "Искусство войны" за авторством Сунь-Цзы есть крылатое изречение, которое так нравилось Такеде, что он сделал его своим корпоративным слоганом: "Поэтому он стремителен, как ветер; он спокоен и медлителен, как лес; он вторгается и опустошает, как огонь; он неподвижен, как гора; он непроницаем, как мрак; его движение, как удар грома". Этот пассаж был сжат до японского ёдзидзюкуго, выражения из четырех иероглифов: "фу:рин кадзан", что дословно означает "быстрый как ветер, тихий как лес, безжалостный как огонь и неподвижный как гора".
❆Сокровище❆
Нобунаге очень хочется заполучить сокровище - чайничек Хирагумо, которым владеет Мацунага Хисахидэ.
Себе на помощь он призывает Хидэёши и Иэясу.
На самом деле чайник звался куда длиннее - "Котэнмё: Хирагумо", и своей формой он напоминал распластавшегося на земле паучка.
Сколько бы раз Нобунага не выпрашивал чайник у Мацунаги, тот ни в какую не соглашался. Наконец, Мацунага окончательно исчерпал лимит терпения Нобунаги своими политическими интригами и выходками, и его замок осадили. Как гласит исторический анекдот, Мацунага набил чайник порохом и взорвал себя, держа его в руках.
P.S. Что до странной манеры одеваться и стиля речи Нобунаги, он пародирует пьяного японского сараримана 80х годов. А Мицухидэ, обирающий его - соответственно хостес.
❆Яма❆
Вот-вот начнется осада Осаки войском Иэясу.
Ёдо-доно и ее сын, наследник Хидэёши, прогуливаются возле замка и обнаруживают таинственную яму...
С севера, востока и запада замок Осака защищен естественным препятствием для врагов - реками Ёдо и Ямато. Его слабым местом была южная сторона, открытая для нападения.
Там-то, с южной стороны и на равнине Санада Юкимура возвел свое укрепление "Санадамару" ("Крепость Санады")
Считается, что возведение этого скромного укрепления все же вызвало серьезные трудности для Иэясу.
❆Обезвоживание❆
Шимидзу Мунэхару, хозяин замка Такамацу в провинции Биттю, приглашает себе Нобунагу, который вдоволь кутит за его счет.
В это время Хидэёши пытаются спасти ситуацию...
Тоётоми Хидэёши в действительности вел осаду замка Такамацу, принадлежавшего вассалу клана Мори по имени Шимидзу Мунэхару. В этом ему помог стратег Курода Канбэй, предложивший взять замок, отрезав доступные ему водные ресурсы.
Кампания так и не получила логического конца: пока Хидэёши примирялся с Мори, Нобунагу выпилили в Хонно-дзи.
Еще не успев сообщить Мори о гибели Нобунаги, Тоётоми заключил с ним мир. Увы, по одному из условий этого мирного договора, Шимидзу и его вассалы были вынуждены покончить с собой.
СЕРИИ 13-26
❆Тамада хороший и конкурсы веселые❆
После изнурительного марш-броска, последовавшего за сражением с альянском Азаи-Асакура, Нобунага наслаждается новогодней попойкой вместе со своими ближайшими вассалами.
У Нобунаги, как всегда, приготовлен в качестве сюрприза целый перформанс!
В исторической хронике "Синтё: Ко:ки" (досл. Хроники его светлости Нобунаги) есть любопытное упоминание о новогодних празднованиях 1574 года. Об этом событии мы уже говорили, кстати. Именно на этом банкете Нобунага выставил перед своими вассалами биззарные трофеи - черепа Асакуры Ёсикагэ, Азаи Хисамасы и Азаи Нагамасы, превращенные в подобие лаковых чаш для сакэ.
❆Суп из журавлей❆
На одном из пиров, устроенных Нобунагой для своих вассалов, подали невиданное кушанье - суп из журавлей. Изрядно подвыпив, Нобунага предается ностальгии о своей юности и рассказывает о том, как когда-то проводил время с Маэдой Тошииэ.
В исторической хронике, где собраны данные о событиях в провинции Кага, "Асё:ко: онъява" сохранилась запись, свидетельствующая о том, в каком фаворе у Нобунаги был Маэда Тошииэ (он же - Собаченька-Инутиё). В частности, там говорится, что Нобунага так близко и по-дружески общался с Маэдой на всяческих
увеселительных мероприятиях в Адзути, что Маэде все завидовали.
В этой же хронике есть и рассказ о том, как на одном из пиров Маэда отравился тем самым пресловутым супом из журавлей.
P.S. В серии обыгрывается слушок о том, что Нобунагу с Собаченькой связывали не только дружеские отношения. А когда Собаченька перестал быть юным, фаворитом Нобунаги стал Мори Ранмару...с журавликами на гербе.
❆Осада Одавары❆
Армия Тоётоми осаждает замок Одавара, находящийся в руках у Ходзё Удзимасы. Чтобы убедить Ходзё сдать замок, в Одавару отправляются Курода Канбэй и Кобаякава Такакагэ... Но не тут-то было!
24 ноября 1589 года метивший на господство по всей Японии Хидэёши издал приказ во что бы то ни стало отнять Одавару у клана Ходзё.
Одавара считалась замком неприступным, да и у клана Ходзё была определенная репутация. Но Хидэёши замок был нужен любой ценой, и началась осада.
По горло сытый затянувшейся осадой, Кобаякава Такакагэ предложил Хидэёши на время свернуть операцию и устроить банкет, чтобы отдохнуть и поднять всеобщий боевой дух. Говорят, что в войске Ходзё началась паника: увидев, как пируют и веселятся враги, люди почуяли что-то недоброе.
После этого банкета в Одавару послали хитроумного Куроду в качестве посланника. Вернулся Курода с актом о безоговорочной капитуляции Ходзё. Следом за этим Ходзё Удзимаса совершил сэппуку.
❆Нуппэппо❆
Ужасно перепуганный Иэясу зовет к себе Хонду Масанобу и Хонду Тадакацу.
Он стал свидетелем странного и необъяснимого, поэтому ему срочно нужны были трезвые и адекватные свидетели, которые бы сказали точно, WTF происходит.
В японском бестиарии существует такой ёкай, как нуппэппо. Выглядит он как огромный бесформенный комок разлагающейся плоти или растекающегося теста. А еще он зловонный...ну очень!
В дзуйхицу "Иссёбанаси", написанном в 1609 году, есть рассказ о том, что во внутреннем дворк замке Сумпу, принадлежавшем Токугавам, как-то видели огромный комок плоти, вольно гулявший там на паре ножек. Испуганный Токугава Иэясу приказал своим вассалам изловить это чудище, но это им не удалось. Пришлось просто выкуривать ёкая вон.
❆Примем на работу опытного кагэмусю❆
Начавший кампанию по захвату провинции Синано Такэда Сингэн вызвал ненависть многих даймё. Чтобы уберечься от покушения, он устраивает собеседование, на которое приглашает соискателей на должность своего двойника.
За три года до своей смерти Сингэн составил завещание, где особо оговорил, как следует себя вести в случае его кончины.
Он велел, чтобы в случае его внезапной смерти его брат Нобуцуна взял на себя роль Сингэна. Если бы Ходзё, смертельные враги клана Такэда, прознали о смерти Сингэна, то прислали бы посланников проверить слухи. И тогда перед ними появился бы псевдо-Сингэн в добром здравии.
❆Кто в арьергарде - тому и социальная лестница❆
Нобунага направляется в Канэгасаки, чтобы сразиться со своими врагами...Но он еще не знает, что кланы Азаи и Асакура решили атаковать его с обеих сторон, зажав его войско в тиски.
В 1570 году Нобунага планировал сойтись в битве с Асакурой Ёсикагой. Он вынужден был отступить, поскольку его предал клан Азаи, заключивший договор с кланом Асакура, направленный против Нобунаги.
Принято считать, что во время отступления в арьергарде войск шел Хидэёши со своей армией, прикрывавший господину спину.
❆Знакомство с бананами❆
Испытывавший интерес к заграничным товарам Ода Нобунага приглашает к себе португальского миссионера Луиша Фройша. Святой отец представляет вниманию даймё заморский фрукт "бана~н".
Впервые банан был завезен в Японию в 14 веке. Есть исторический анекдот, согласно которому в 1569 году португальский миссионер Луиш Фройш угостил Нобунагу бананами.
❆Тварь я дрожащая или право имею?❆
Хидэёши пытается спланировать захват замка Биттю-Такамацу.
В это время Акэти Мицухидэ затевает подозрительную активность в столичном предместье, пока Нобунага отправляется развлечься чайной церемонией в Хонно-дзи.
Вот так в один миг может поменяться судьба целого ряда личностей...
Эту историю мы тоже уже знаем. Хидэёши осаждает замок Биттю-Такамацу, и просит о подкреплении. Не получив его, он решает отрезать обеспечение замка водой...Пока суть да дело, Акэти убивает Нобунагу, и подписавший мир Хидэёши мчится в Столицу.
В битве при Ямазаки он покончит с Акэти и совсем скоро возьмет власть в свои руки.
❆Персона нон-грата❆
Описывается день, когда умер Маэда Тошииэ.
Стоило этому видному деятелю пропасть с политической сцены, как семь генералов, недолюбливающих Ишиду Мицунари, решают от него избавиться. Като Киёмаса созывает сторонников. Помощь Мицунари приходит от - кого бы вы думали?
После смерти Хидэёши оказалось, что Мицунари нажил себе целую кучу врагов. Особо выделялись семеро из них, сформировавших против него настоящий альянс: Фукусима Масанори, Като Киёмаса, Икэда Тэрумаса, Хосокава Тадаоки, Асано Ёситака, Като Ёсиаки и Курода Нагамаса. Вся эта честная компания вознамерилась вынести Мицунари при первом же случае. Узнавший о спланированном покушении, Мицунари поспешил укрыться в безопасном месте.
Ситуацию помог уладить Иэясу: при его посредничестве было заключено перемирие между воинствующими сторонами. Считается, что именно в этот момент проявилась реальная важность Иэясу как следующего политического лидера Японии...
❆Совет пяти старейшин❆
После смерти Хидэёши под началом Токугавы Иэясу и Маэды Тошииэ был организован знаменитый совет "пяти тайро" - пяти главных вассалов и советников, который должен был регулировать все дела в государстве. Но в совете собрались такие суровые индивидуалисты, что он тут же оказался на грани развала...
До совершеннолетия наследника Хидэёши - малолетнего на тот момент Тоётоми Хидэёри - страной должен был управлять совещательный орган на манер кабинета парламентских министров - совет пяти влиятельных даймё, возглавил который Ишида Мицунари.
Членами совета были Токугава Иэясу, Маэда Тошииэ, Укита Хидэиэ, Уэсуги Кагэкацу и Мори Тэрумото. После смерти Тошииэ его место занял Маэда Тошинага.
❆Четверо братьев Симадзу❆
Четыре брата Симадзу вспоминают, как в детстве мечтали вместе захватить весь остров Кюсю. Но, как только речь заходит о воплощении мечты в реальность, Иэхиса начинает испытывать смутные сомнения.
У пятнадцатого даймё клана Симадзу, Симадзу Такахисы, было четыре сына. Все четверо прославились как выдающиеся военные деятели. В эпоху Сэнгоку редко было так, чтобы братья идеально ладили. Но эта семья была исключением: четыре наследника служили Сацуме верой и правдой даже после смерти своего отца.
❆Слухи о Кэнсине❆
Уэсуги Кэнсин одерживает победу над своим давним соперником Сингэном, предпринявшим внезапную атаку. Довольный этим, Кэнсин тут же устраивает попойку со своими вассалами. Но стоило ему отлучиться в туалет, как его начали обсуждать за спиной...
О Кэнсине, прозванном Богом Войны, ходило много слухов и легенд. В частности, в связи с тем, что он принял полный целибат и воздерживался от связей с женщинами, а сам имел весьма фемининную внешность, родился слух о том, что Бог войны на самом деле был Богиней.
❆Владетельница замка❆
После череды смертей у клана Ии не остается толкового наследника мужского пола. Зато имеется в наличии довольно толковая монахиня Дзиро-хоси, которая в историю войдет как Ии Наотора. Но обстроить все так, чтобы она возглавила клан, оказывается непросто...
Во время кризиса наследования в клане Ии главой клана было принято сделать даму, по факту уже клану не принадлежащую ввиду ее монашеского пострига. На тот момент Ии Наотора и правда была дзенской монахиней по имени Дзиро-хоси. Наотора была так хороша в качестве главы клана, что, вложив много усилий в его восстановление, какое-то время даже считалась одним их четырех генералов, служивших столпами опоры клана Токугава.
❆Инцидент в Хонно-дзи❆
Нобунага и его адъютант Мори Ранмару отдыхают после чайной церемонии в храме Хонно-дзи. Умиляясь на сонную морду начальника, Ранмару им любуется. Но тут Нобунага начинает говорить во сне, что вызывает жуткую ревность у Ранмару...
В 1582 году Нобунага подвергся внезапной атаке во время своего пребывания в киотском храме Хонно-дзи. Там, посреди пламени, объявшего храм, он покончил с собой. На этом и кончилась, по мнению многих, эпоха враждующих провинций, эпоха Сэнгоку. И воцарился сомнительный мир и покой. Мир подковерных интриг, бюрократии и лизоблюдства.
❆
Название: Девять женщин Оды Нобунаги
Автор: WTF Sengoku 2018
Бета: WTF Sengoku 2018
Размер: 2854 слова (без учета иероглифов)
Канон: исторический
Персонажи: Ода Нобунага
Категория: гет
Форма: фандомная аналитика
Рейтинг: PG-13
Размещение: после деанона
Для голосования: #. WTF Sengoku 2018 - "Девять женщин Оды Нобунаги"
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕВ преддверии Дня святого Валентина хочется отойти от темы мечей, сражений и всяческой политической матчасти и поинтересоваться более обыденной стороной эпохи Сэнгоку. А именно - отношениями даймё с их многочисленными наложницами. Было ли это коллекционирование дам обусловлено политической игрой, или же временами за ним стоял интерес к неординарным женщинам? Какой была жизнь рядовой наложницы эпохи Воюющих Провинций? Все это мы узнаем, обратившись к истории девяти женщин, занимавших особое место в жизни Оды Нобунаги.
В эпоху Сэнгоку такая полигамия была нормальным делом: у даймё были не только жены, официальные наложницы разного ранга, но и любовницы, чьих имен мы не знаем. Часто причиной таких необъятных аппетитов было желание получить стоящего наследника. Поскольку детскую смертность никто не отменял, а временами молодые наследники видных кланов выпиливались и в довольно зрелом возрасте ввиду разнообразных причин, это было действительно важно.
Некоторые стремились обезопасить себя, приводя на женскую половину дочерей опасных соседей или собственных вассалов. Кто-то гнался за женской красотой и женился по любви (или уж, скорее, по физическому влечению). В итоге женская половина дома даймё процветающего клана превращалась в подобие женского общежития.
Помимо почетного ранга официальной супруги - "сэйшицу" (正室 ) - существовало еще несколько особых терминов для разделения статусов женщин и установления между ними строгой иерархии. Поскольку официальная супруга у даймё была только одна, главной на женской половине считалась она. Именно к ней вассалы и слуги с пафосом обращались "окугата-сама"(奥方様 ), что дословно можно перевести как "госпожа внутренних покоев". Редко бывало так, чтобы даймё не брал официальной жены, или воздерживался от общения с наложницами. И все-таки примеры тому были: так, у Отани Ёшицугу имелся целый выводок сыновей, но кем были их матери, нам доподлинно не известно.
Если по каким-то причинам даймё разрывал отношения со своей супругой, отсылая ее в родной клан, или же в случае смерти законной жены, новая официальная супруга получала статус "кэйшицу" (継室 ).
Остальные дамы именовались иначе. Так, "сокушицу" (側室 ) называли многочисленных наложниц даймё. По сути своей это были любовницы, имевшие официальный статус с тем, чтобы их дети могли претендовать на отцовское наследство. Как нетрудно догадаться, основным критерием, определявшим количество таких наложниц, было материальное и иерархическое положение даймё. (Вспомним, какой "цветник" собрал в Осаке Тоётоми Хидэёши, дорвавшийся до дочерей и сестер своих вассалов).
Как ни жаль, но часто мы даже не знаем имен дам, попадавших в эти гаремы. В исторических документах чаще встречаются указания на родство женщин - имена их отцов или братьев. Иными словами тех, с кем устанавливались дипломатические отношения через подобного рода союз. Не менее часто дамы фигурируют под прозвищами, повторяющими название их родной провинции, их фамилию, или в конечном счете - название замка, где они проживали на правах "госпожи внутренних покоев". Например, племянница Нобунаги, Тятя, часто фигурирует под именем Ёдо-доно - "хозяйка замка Ёдо", построенного для нее Хидэёши. А ее мать, О-Ичи, в некоторых источниках именуется по месту проживания со своим супругом, Азаи Нагамасой: "Одани-но ката" или "Одани-доно" - "госпожа из замка Одани" и "хозяйка замка Одани" соответственно.
Еще реже нам известны имена собственные, данные женщинам при рождении или на определенном этапе их девичества (в Японии очень любили менять имена!). Так, жену Оды Нобунаги звали Китё (帰蝶 ), а Ишида Мицунари сам дал своей жене имя Ута.
Сложности создает то, что в разных источниках и на разных этапах своей жизни женщины фигурируют под различными поименованиями - так же, как и менявшие имена мужчины. Например, одна и та же особа могла в девичестве зваться Акэти Тама (明智玉 ), потом, в замужестве и крещении - Хосокава Грация (細川ガラシャ ), а пост-мортем мелькать в документах и вовсе как Рюринъин (秀林院 ).
Какими же были они, девять женщин Оды Нобунаги? Что привлекало его в дамах, которых он выбирал себе в наложницы? Попробуем разобраться.
♡ Но-химэ (Китё) 濃姫(帰蝶 )
Положа руку на сердце, о жене Нобунаги мы не знаем почти ничего.
Официальной супругой Нобунаги была дочь "Гадюки" Сайто Досана по имени Китё. В 1548 году Досан и отец Нобунаги, Нобухидэ, договорились об этом браке в качестве знака примирения кланов после длительной вражды. В хронике "Синтё: ко:ки"/"Записки о его светлости Нобунаге" (信長公記 ), составленной вассалом клана Ода по имени Ота Гюити, это событие описано в двух словах: "Вскоре Хиратэ Накацукаса обустроил еще одно дело, предложив Оде Сабуро Нобунаге стать зятем Сайто Досана, и чтобы дочь Сайто Досана приняли в Овари на правах невесты. В итоге, между соседями воцарился мир."
Это первое и последнее упоминание о Китё в "Синтё: ко:ки". Кроме того, она даже не называется никаким именем или поименованием в данном источнике.
В своей книге "Японский тиран", посвященной жизни Оды Нобунаги, Й.П. Ламерс придерживается схожей версии, утверждая, что "От первого брака детей не было, и Китё отослали обратно в Мино после того, как Сайто Досана в 1556 году убил его собственный сын".
Почти полное отсутствие информации о жене Нобунаги может объясняться вполне логично: Китё (точнее, Но-химэ, как ее чаще называют) могли отослать после выступления клана Сайто против Нобунаги или по причине бесплодия женщины. Также вероятно, что Но-химэ скончалась рано, не оставив о себе долгой памяти.
В исторических хрониках, сосредоточенных не на монументальности личности Нобунаги, а, например, на кланах Сайто, Акэти и Токи - в том числе в книге "Мино-но куни Сёкю:ки" (美濃国諸旧記 ) - есть больше данных о жизни Но-химэ. Именно оттуда мы знаем, в частности, что личным именем супруги Нобунаги было поэтичное Китё, и что она была третьей дочерью Сайто Досана. Также хроника сообщает нам, Но-химэ приходилась двоюродной сестрой Акэти Мицухидэ: ее мать, Оми-но ката (小見の方 ) была младшей сестрой Акэти Мицуцуны.
Также мы знаем точно, что брак Но-химэ и Нобунаги был заключен 24 марта 1549 года. Уже в 1556 надобность в этом союзе отпала: Сайто Ёситацу поднял мятеж, в ходе которого Сайто Досан был убит, а клан Сайто обернулся против Нобунаги. Таким образом, не исключено, что принцессу из Мино могли вернуть по адресу отправителя.
Опровергнуть эту версию помогает несколько фактов. Например, согласно хронике "Сэйсю: гунки" (勢州軍記 ), в 1557 году у Нобунаги рождается сын (будущий Нобутада) от наложницы из провинции Мино. Мальчика официально усыновляет бездетная Но-химэ, и он становится первым в очереди на наследование. Кроме этого, у Нобунаги был резон оставить жену при себе в качестве выжившей наследницы законного правителя Мино...а значит, он, Нобунага, ее муж, тоже мог претендовать на захваченную узурпатором провинцию.
В другом документе,"Акэти гунки" (明智軍記 ), есть упоминание о "законной жене Нобунаги", которая "осыпала своих вассалов многими милостями и похвалами на пиру, устроенном после покорения провинции Овари, дабы выразить и благодарность за их поддержку в покорении провинции Мино". Если жена Нобунаги нахваливала "спасителей" родной провинции, сопровождая мужа на официальном мероприятии, маловероятно, что это была не Но-химэ. В дневнике Ямасины Токицугу, датированном 1569 годом, и в книге "Оми-но куни котиси" (近江國輿地志 ), увидевшей свет в 1568 году, упоминается, что Нобунага и его "мидайдокоро" (т.е. жена) (御台所 ) останавливались в храме Дзёбодай-дзи. Кроме того, в храмовой хронике "Мё:син-дзи си" (妙心寺史 ) есть упоминание о том, что "жена его светлости Нобунаги" (信長公夫人 ) устроила поминальную службу на годовщину смерти Нобунаги 20 июля 1583 года.
То есть, в различных исторических документах мы обнаруживаем упоминания о "супруге", "госпоже внутренних покоев" и "жене", которые, скорее всего, и подразумевают Но-химэ. Значит, она не только осталась рядом с Нобунагой, но и намного пережила его.
Однако, сложность в составлении мало-мальски точной биографии Но-химэ вносит как раз это многообразие поименований. Все в той же "Мино-но куни Сёкю:ки" о Но-химэ говорится как о "хозяйке замка Сагияма". Сагияма - замок, который Сайто Досан в 1548 году подарил Сайто Ёситацу. Скорее всего, на какой-то момент своей жизни Но-химэ проживала в нем.
В перечне вассалов Оды Нобукацу ("Ода Нобукацу бунгэнтё:"/ 織田信雄分限帳 ) числится некая особа "Адзути-доно", которой было пожаловано содержание в 600 кан. Дама эта оказалась третьей в "топе" самых влиятельных дам в списке: первой значилась жена Нобукацу, второй - его сестра Готоку, четвертой - некая "госпожа", вероятно, бабушка Нобукацу и мать Нобунаги соответственно. В хронике, описывающей жизнь Гамо Удзисато ("Удзисато-ки"/総見院殿追善記 ) есть упоминание о том, что "госпожа из внутренних покоев" бежала из замка Адзути, когда к ней дошли новости о гибели Нобунаги.
Поэтому и даты смерти Но-химэ мы доподлинно не знаем. Однако за нее принято считать 26 июля 1612, которые значатся на могильном камне некой "Адзути-доно"...
Как ни жаль, но скорее всего нам никогда не узнать ни о том, какими были отношения Но-химэ с Нобунагой, ни о том, какой она была женщиной, что любила и чем интересовалась.
♡ Икома Кицуно (生駒吉乃 )
Об этой женщине нам известно куда больше, чем о законной жене Нобунаги.
Родилась Кицуно (она же - Ёсино) в 1528 году в семье Икомы Иэмуны, и была его старшим ребенком. Ранние годы она провела в замке Коори. Отец Кицуно был удачливым торговцем, построившим бизнес на продаже соломенной золы и аренде лошадей. Свои дела он вел в сотрудничестве с Одой Нобукиё, владевшим замком Инуяма.
Изначально Кицуно была просватана за внука Доты Масахисы - Доту Хидэхису (он же Яхэдзи). Но в сентябре 1556 года Хидэхиса сложил голову в битве между кланами Сайто и Акэти. Так Кицуно вернулась в отчий дом, где ей - по преданию - был очарован явившийся туда по делам Нобунага. Как гласит эта легенда, красавица Кицуно так приглянулась ему, что он отказался уходить без нее даже несмотря на то, что она была намного старше его. До Киёсу было всего 15 километров, так что вполне можно представить, что Нобунага попросту посадил даму на коня и увез ее.
Кстати, есть версия, что Кицуно дал рекомендацию Хатисука Масакацу, вхожий в дом семейства Икома. По его совету Нобунага и мог явиться за Кицуно.
Во многих источниках утверждается, что из всех своих наложниц Ода особенно выделял Кицуно. Она была так дорога ему, что обращались с ней даже лучше, чем с Но-химэ. Вероятно, это было обусловлено тем, что Кицуно, в отличие от законной жены Нобунаги, подарила ему троих детей. В 1557 году она стала матерью первого сына Нобунаги - будущего Оды Нобутады. В 1558 и 1559 годах она дала жизнь Оде Нобукацу и Току-химэ.
Последние, тяжелые роды настолько истощили Кицуно, что она занемогла и была вынужденна вернуться в свой родной замок Коори. Спустя два года она скончалась 13 марта, уже проживая в замке Комакияма, и Нобунага, как гласят предания, прорыдал целую ночь, узнав о ее смерти. А в знак привязанности к Кицуно, после ее кремации Нобунага пожаловал ее семье "компенсацию", эквивалентную стоимости 660 коку риса.
Что интересно, именно перед смертью Кицуно получила статус официальной наложницы. До этого она просто была бесправной любовницей, родившей Нобунаге двоих наследников.
Еще один "пикантный" слух заключается в том, что Нобукацу на самом деле был сыном Доты Хидэхисы.
И снова мы совсем ничего не знаем о характере и образе жизни Кицуно: только о ее красоте и мимолетности ее жизни...
♡ О-Набэ-но ката (お鍋の方 )
Подробностей из биографии этой дамы до нас дошло чуть больше.
Она была дочерью Такахаты Гэндзюро и была родом из могущественного клана из провинции Оми.
О-Набэ-но ката также фигурирует под другими именами, что известно нам благодаря сохранившимся письмам. Ее нередко называют Огура (小倉 или 小椋 ), что подтверждают упоминания в исторических документах некой "дамы Огуры Микава-но ками" (小倉三河守女 ). Объясняется это тем, что после смерти Нобунаги О-Набэ-но ката оказалась приписана к истребленному на тот момент клану Огура.
Принято считать, юность дама провела в провинции Оми, где была отдана замуж за некоего Огуру Санэфусу (он же Катахару). От него она нажила двух сыновей - Дзингоро и Мацудзю: (он же Мацутиё). Как и в случае с Икомой Кицуно, наложницей Нобунаги Набэ стала после гибели мужа в бою. В 1564 году клан Огура вступил в столкновение с кланом Роккаку и потерпел сокрушительное поражение. Единственным выходом для О-Набэ было самоубийство, если бы ее сыновей не взяли заложниками в клан Роккаку. Она так беспокоилась за будущее своих мальчиков, что написала отчаянное прошение Оде Нобунаге, чтобы тот освободил ее сыновей. Дело в том, что за Нобунагой имелся небольшой долг перед покойным мужем О-Набэ, который в свое время указал Нобунаге безопасную дорогу через трудный тракт Хаппу. Нобунага внял просьбе вдовы, и Роккаку были вынуждены вернуть ее сыновей. Привлеченный красотой О-Набэ, Нобунага сделал ее своей наложницей и привез ее с собой в замок Гифу. А ее сыновей взял себе в услужение.
Уже от Нобунаги О-Набэ родила еще двух сыновей и дочь: Нобутаку, Нобуёси и Офури.
В 1582 году обнаруживается упоминание о том, что О-Набэ-но ката была в числе наложниц Нобунаги, оберегавших погребальные таблички с посмертными именами членов клана Ода. Окраску легкой печали в биографию Набэ привносит и тот факт, что ее младший сын от первого брака погиб вместе с Нобунагой в Хонно-дзи.
Потом О-Набэ-но ката получила от Тоётоми компенсацию в виде удела в провинции Микава и содержания в 182 коку. В дальнейшем ей было пожаловано еще 400 коку.
О-Набэ была разумной дамой, поэтому поддерживала дружбу со свитскими дамами жены Тоётоми -Кодздо:су (孝蔵主 ) и Хигаси-доно (東殿, мать Отани Ёшицугу). Сохранились фрагменты их переписки.
Ее сын Дзингоро в 1583 году был назначен управителем замка Матто в провинции Кага. В 1600 году ее сын Нобуёси примкнул к Западной коалиции. Из-за этого владения О-Набэ, пожалованные ей кланом Тоётоми, были конфискованы. Но Ёдогими, помнившая, что О-Набэ была среди любимых наложниц Нобунаги, выделила ей мизерное содержание в 50 коку.
О-Набэ провела свои последние годы в Киото, где была известна уже как Кё:унъин (興雲院 ). Умерла она 23 июля 1612 года.
В отличие от Кицуно, прославившейся в основном своей красотой, ее вспоминали как женщину образованную, одаренную в области литературы и наделенную способностями настоящей аристократки. Но не стоит принимать это за доподлинную характеристику ее личности: эти качества - типичная формулировка для похвалы достойной даме. Однако при всех ее достоинствах, известных нам по ее поступкам и перепискам, она была женщиной умной и умеющей взять свое от жизни.
♡ Женщина из клана Сака (坂氏 )
Об этой таинственной особе не известно ни когда она родилась, ни когда стала наложницей Нобунаги.
Что мы знаем, так это то, что она была матерью Оды Нобутаки, а сама происходила из низкородного клана Сака. По этой причине Нобутака, в частности, не получил статус второго по счету сына Нобунаги, а был сдвинут на позицию ниже.
В 1568 году Нобутака женится на дочери Кобэ Томомори из Исэ, куда его сопровождает родственник матери - некий Сака Сэнсай. В 1582 году, после гибели Нобунаги, дама перебирается в Мино вместе с Нобутакой, который становится хозяином замка Гифу.
В декабре, после того, как Тоётоми Хидэёши вступил в конфронтацию с Шибатой Кацуиэ, Нобутака сдал ему замок Гифу. Дочь Нобутаки стала заложницей, и в 1583 году она была распята по приказу Тоётоми, поскольку Нобутака объединил силы с Шибатой.
О судьбе женщины из клана Сака ничего не известно.
♡ Ёканъин (養観院 )
Ёканъин - мать Хасибы Хидэтацу, которого усыновил Хидэёши.
Существует не подкрепленная доказательствами версия о том, что эта дама была матерью второй дочери Нобунаги, Фую-химэ.
Известно, что когда Хидэтацу назначили управлять замком Камэяма в провинции Танба, она отправилась туда вместе с ним. В декабре 1585 года Хидэтацу скончался от болезни, и Ёканъин была вынуждена съехать из Камэямы в Киото. Там она поселилась в монастыре, где молилась за упокой Нобунаги и Хидэтацу.
♡ Женщина из клана Хиджиката (土方氏 )
Эта дама известна нам как мать Оды Нобусады, девятого сына Нобунаги. Она была внучкой Хиджикаты Нобухару, видного вассала отца Нобунаги. Её отец, Хиджиката Кацухиса, верой и правдой служил Нобунаге и его сыну Нобукацу. Позже он стал вассалом Хидэёши с содержанием в десять тысяч коку.
♡ Дзитоку-ин (慈徳院 )
Дзитоку-ин была кормилицей Оды Нобутады и матерью Сан-но мару-доно (三の丸殿 ).
Когда она была кормилицей старшего сына Нобунаги, он заметил ее и сделал своей наложницей. Ее дочь от Нобунаги, Сан-но мару-доно позже стала наложницей Хидэёши.
После Инцидента в Хонно-дзи она приняла постриг в храме-филиале Мёсин-дзи. Там она и осталась молиться за упокой Нобунаги и Нобутады.
♡ Харада Наоко (原田直子 )
Наоко была младшей сестрой вассала Нобунаги, Харады Наомасы. Ее сыном был Ода Нобумаса.
В 1554 году Наоко родила Нобумасу в замке Нагоя. И все же есть версии, что он был незаконнорожденным сыном Нобунаги.
С 1556 года Наоко живет в Фуруватари, но это кажется странным, поскольку замок числился заброшенным с 1548 года. Больше ничего о ней не известно.
♡ Оно О-Цу (小野お通 )
Оно-но О-Цу слыла выдающейся женщиной по меркам эпохи Сэнгоку: она виртуозно играла на кото, прекрасно слагала стихи и была одаренным каллиграфом.
Есть версия о том, что родилась она примерно в 1568 году, а умерла в 1616 или 1631 году.
Согласно собранию исторических документов Японии (大日本史料 ), О-Цу была дочерью самурая из провинции Мино, Оно Масахидэ, и служила свитской дамой у Тяти (племянницы Нобунаги, будущей главной наложницы Хидэёши).
Согласно другой версии, родилась О-Цу в замке Цуяма и была дочерью некоего Кишимото Хикобэя.
Стихосложению О-Цу обучалась у знаменитого по тем временам Кудзё Танэмити. Карьера ее удалась: О-Цу успела послужить и Нобунаге, и Хидэёши, и его женщинам. Она была выдана замуж за члена семьи Тоётоми Хидэцугу - Шиокаву Шима-но-ками. От него О-Цу родила девочку, и вскоре брак был расторгнут.
Иногда считается, что О-Цу позже служила госпоже То:фукумоъин (東福門院, Токугава Масако/Токугава Казуко, правнучка Токугавы Иэясу, официальная супруга императора Го-Мидзуно и мать императрицы Мэйсё) и гсопоже Синдзётомонъин (新上東門院, Кадзю:дзи Харуко/勧修寺 晴子, супруга Пятого принца Масахито, сына императора Огимати).
Наставником О-Цу по каллиграфии был один из величайших каллиграфов эпохи Канъэй, Коноэ Нобутада. Не удивительно, что О-Цу слыла одной из талантливейших женщин-каллиграфов эпохи. Об этом свидетельствуют дошедшие до наших времен предметы, такие, как "Танзаку со стихами по случаю любования цветением сакуры в Дайго", "Примеры почерка знаменитых поэтов", портрет Какиномото-но Хитомаро и автопортрет в образе Дарумы.
Существует версия о том, что О-Цу была близка со старшим братом Санады Юкимуры, Санадой Нобуюки. В частности, распространено мнение о том, что сама супруга Нобуюки, Комацу-химэ советовала ему взять О-Цу в наложницы.
Дочь О-Цу, монахиня Со:кан (宗鑑尼, также известна как Оно-но Токо/ 小野図子 ), стала наложницей второго даймё хана Мацусиро, Санады Нобумасы.
Если сопоставить наиболее обширные из приведенных выше биографий, может сложится впечатление, что Нобунага был падок на образованных и умных женщин. Кроме того, наложница с хорошими политическими и семейным связями могла быть гарантом установления теплых союзнических отношений с самыми разнообразными персонажами - от даймё до придворных.
Как бы то ни было, его окружали самые разнообразные женщины - дочери и сестры вассалов клана, дочери врагов, наконец, просто интересные и неординарные дамы. На примере связей Нобунаги как нельзя лучше раскрывается вся система японской полигамии эпохи Сэнгоку.
ПОСТ 1 | ПОСТ 2 | ПОСТ 3 | ПОСТ 4