Всем, кто мало-мальски интересовался если не самой эпохой Бакумацу, то хотя бы просто историей Японии, обычно известны имена Икумацу, Накано Такэко, Нарасаки Рё и прочих дам, чьи персоны успели за полтора века обрасти многочисленными легендами и мифологемами. Но множество прекрасных и вдохновляющих женщин этой эпохи оказались не так популяризированы и «раскручены».
Мы решили попробовать вспомнить некоторых из них, затрагивая в основном тех, о ком сказано мало – а то и вообще ничего на русском, а иногда и на английском языке.
Не обижайтесь на нас, если мы кого-то обласкали вниманием, а кого-то пропустили. Все-таки объять необъятное довольно трудно.
Акэсато/ 明里
Неизвестно, существовала ли эта особа на самом деле. Первое упоминание о ней относится к эпохе Сёва, оно появляется в «Хрониках Синсэнгуми» Симоздавы Кана. Именно он создал легенду о любовнице Яманами Кэйскэ.
Согласно этой легенде, эта киотская тэндзин была женщиной из самурайской среды в возрасте чуть за двадцать, вероятно, даже состоявшей в браке. Она была утонченно воспитана и производила впечатление интеллигентной дамы.
Во многих книгах и кинолентах растиражирован эпизод трогательного прощания Акэсато с возлюбленным. Однако в тех же «мемуарах», приписываемых перу Нагакуры, Акэсато совсем не упоминается.
Анэнокодзи/ 姉小路
(16 марта 1810 – 9 августа 1880)
Настоящим именем этой дамы, занимавшей высокий пост в О-Оку времен Бакумацу, было Кацуко. Родом она была из семьи кугэ – ее отцом был Хасимото Санэнари. А пост она занимала непростой – Анэнокодзи руководила Внутренними Покоями сразу трех сёгунов подряд. Она же была распорядителем на свадьбе Токугавы Иэсады и Ацу-химэ.
Анэнокодзи была дамой непростой: она часто вмешивалась в важные политические вопросы и нередко плела интриги. Поговаривали, что взятки она принимала хитро: в коробочках из-под сладостей. Еще один повод для дурной славы – пожар в О-Оку, причиной которому была любовь Анэнокодзи к тэмпуре. Во время этого пожара Внутренняя цитадель замка Эдо выгорела напрочь. Погибло несколько сотен человек! Виновной в пожаре объявили другую даму, служившую в О-Оку.
Икусима/ 幾島
(11 июля 1808 – 26 мая 1870)
Настоящее имя – Асакура О-Ито. Дама эта занимала высокий пост в О-Оку при Ацу-химэ. Как нетрудно догадаться, по рождению Икусима была из Сацумы. В Киото она перебралась еще когда сацумская Ику-химэ стала супругой принца Коноэ Тадахиро.
После смерти Ику-химэ в 1850 году, Икусима вошла в свиту Ацу-химэ и прославилась как первая среди ее придворных дам.
Свою роль дама сыграла позже – она имела веский голос во время утверждения наследника, а также была посредником в связи с Сайго Такамори. Кроме того, уже в почтенном возрасте, она резко вмешивалась в решение вопросов в связи со сдачей замка Эдо новым властям.
Итидзё Микако/一条 美賀子
(11 сентября 1835 – 9 июля 1894)
Официальная супруга Токугавы Ёсинобу. Казалось бы, ничего интересного, но и об этой даме есть, что рассказать. Она была заменой принцессе Тиё-гими, которая предназначалась Ёсинобу в жены, но заболела оспой. Брак ее выдался несчастным: мало того, что, выбранная в спешке, она долгое время не привлекала внимание Ёсинобу и жила в уединении, смерть ее первого ребенка окончательно доконала Микако.
О том, какими «теплыми» были отношения последнего сёгуна с супругой, может поведать тот факт, что будучи официальной женой Ёсинобу, Микако ни разу не бывала в замке Эдо.
Вся жизнь этой дамы – трагедия. Нелюбимая мужем, постоянно живущая в одиночестве, она еще и скончалась от рака груди.
Итосато/ 糸里
Еще одна легендарная особа, появившаяся на страницах мемуаров Нагакуры и в ряде других художественных произведений. Та самая «Итосато из Ватигая», про которую сняли двухсерийный фильм.
Согласно бытующему мнению, она была особенно близка с Хирамой Сюскэ, соратником Сэризавы Камо. Хотя, вроде бы, говорят, что Итосато присутствовала во время убийства Сэризавы, первое упоминание о ней появляется у все того же Симодзавы: дескать, ему о ней поведал Яги Тамэсабуро.
Вроде как Тамэсабуро с братом видели, как в день убийства незнакомая женщина в страхе извивалась на полу в их прихожей. Эту женщину зато признала их мать: Итосато частенько бывала у своего любовника, и ее видели мило беседующей с О-Умэ и служанками из дома Яги.
Как бы то ни было, скорее всего, дама – персонаж выдуманный: в Ватигая нет никаких упоминаний о том, что у них работала женщина под псевдонимом Итосато.
Уэда Тикако/ 上田ちか子
Тикако была гейшей из Гиона и славилась как прекрасный поэт. Хотя родилась она в семье, владевшей процветающей окией, она по собственному желанию решила стать гейшей. В годы своего обучения Тикако очень подружилась с Нагасавой Томоо, известным поэтом. У него она и научилась искусству стихосложения.
Сохранились стихотворения, которые сложили в ответ друг другу Тикако и еще две известные дамы, слагавшие стихи: монахиня Отагаки Рэнгэцу и Сакураги-дайю.
Рэнгэцу: さそふ水あるにはあらで浮草の 流れて渡る身こそやすけれ
В маняще сверкающей воде
Трепещут гонимые потоком водоросли
Глядишь на них – и на сердце становится так легко
Тикако: さそふ水あらばといはぬ色ながら 下ゆく水に花の亂るゝ
Ежели вода завлекающе сверкает,
То цвет водорослей не описать словами -
В потоке, гонимом вниз тает многоцветье.
Сакураги: さそふ水あらばあらばと川竹の 流のこのみ浮草にして
Ах, ежели завлекающе сверкают воды,
То и поток, что в поросли бамбуковой теряется
Вместе с водорослями своими – по сердцу мне.
Утагава Ёситори-дзё/ 歌川 芳鳥女
(родилась в 1839)
Эта дама, как можно догадаться по ее фамилии, была художником в жанре укиё-э. Она была старшей дочерью и ученицей знаменитого Утагавы Куниёси. Творила она с 1848 по 1864 годы, и, хотя, до наших времен дошло мало ее работ, известно, что работала она над иллюстрациями к книгам, но больше была известна по своим гравюрам нисики-э.
Урю Ивако/瓜生 岩子
(15 февраля 1829 – 19 апреля 1897)
А эта дама была настоящей матерью Терезой времен Бакумацу. Родилась она в семье торговца из Аидзу, но осиротела в возрасте девяти лет. Через много лет, после смерти ее мужа, Ивако приняла монашеский постриг и посвятила себя помощи бедным и сиротам: она строила больницы, делала большой вклад в улучшения качества жизни рядовых жителей Токио – уже эпохи Мэйдзи.
Ее труды на благо неимущих и голодающих начались во время Войны Бошин: точнее, во время осады замка Цуруга. О ней даже ходили анекдоты, что Ивако стоит непоколебимо, словно гордая скала (игра слов – первый иероглиф в ее имени – как раз скала), и помогает – без разбора – и своим, и врагам. Она призывала жертвовать личные средства и вещи для тех, кто нуждается, и в первых рядах бросалась раздавать свое имущество.
После войны она приложила много сил к возрождению Аидзу и занималась образованием молодого поколения. Правда, учила она не военному делу, а арифметике.
Эбина Рин/ 海老名 リン
(1848 – 20 апреля 1909)
Эта дама, получив лицензию уже в эпоху Мэйдзи, занималась развитием дошкольного образования – в том числе и в Аидзу. А заодно активно продвигала образование для женщин. Кроме того, она некоторое время была председателем Японской Христианской Женской Организации.
Ооура Кэй/ 大浦 慶
(30 июля 1828 – 13 апреля 1884)
Кэй отметилась тем, что была дамой, владевшей торговой лавкой и управлявшей ей. Она была пионером экспортной торговли чаем в Японии. Ее, за храбрость и стойкость в необычном для японской дамы деле, ставят в один ряд с Кусумото Инэ и Митинагой Эи. Она успела все: пережить разрушительный для бизнеса пожар, выйти замуж за собственную работу, даже заслужить славу контрабандистки.
Прекрасный пример сильной и независимой женщины, утершей нос традиционалистам с их патриархальным укладом.
Отагаки Рэнгэцу/ 大田垣 蓮月
(10 февраля 1791 – 10 декабря 1875)
Монахиня, поэт. Овдовела всего в 25 лет и незамедлительно приняла монашеский постриг.
Ее наставниками в поэтическом искусстве были Мутобэ Ёсика, Уэда Акинари и Кагава Кагэки.
Кстати, творила она не только на словесном поприще. Рэнгэцу страстно увлекалась керамикой, и вскоре предметы, созданные в подражание ее стилю, стали очень популярными киотскими сувенирами.
Оояма Сутэмацу/大山 捨松
(16 марта 1860 – 18 февраля 1919)
Родилась она в высокопоставленном семействе Ямакава из Аидзу. В декабре 1871 года она поехала в США в составе Миссии Ивакуры. Там она жила в доме Леонарда Бэйкона и очень сдружилась с его дочерью Элис: девушки были близки как родные сестры.
Супругом Сутэмацу был бывший вассал хана Сацума, генерал Оояма Ивао… По ироничному стечению обстоятельств он некогда был членом артиллеристского отряда, обстреливавшего родной город Сутэмацу.
Сутэмацу и ее таланты по достоинству оценили уже в эпоху Мэйдзи: она блистала среди признанных красавиц эпохи, и играла немаловажную роль в международных отношениях. На дипломатических приемах она легко поддерживала беседу на английском, французском и немецком, изящно шутила и вела себя как европейская дама. Ее даже называли «цветком Рокумэйкана».
В остальном – она опять же ничем не отличалась от придворных дам Европы: благотворительность, богоугодные дела, тесная работа с Красным Крестом.
О-Тосэ/ お登勢
(1829 – 7 сентября 1877)
Удивительно, но об этой женщине нет статьи в википедии, кроме как на японском языке. А зря, ведь эта та самая О-Тосэ, заправлявшая гостиницей Терада-я.
В 18 лет она стала супругой потомственного владельца рёкана Терада-я, Терады Искэ. Муж ее был пропоицей и скандалистом, так что управлять делом было нелегко. С подачи матери своего мужа, О-Тосэ взяла семейный бизнес в свои руки – и преуспела. Искэ благополучно скончался в 35 лет, и О-Тосэ стала полноправной хозяйкой рёкана.
Поскольку в Терада-я традиционно останавливались вассалы хана Сацума, нередко случались поножовщины. Например, в 1862 году все было так серьезно, что О-Тосэ чудом спасла свою дочь, спрятав ее в печи. О-Тосэ не простила такой наглости и добилась полной компенсации ущерба: верхушка Сацумы, недолго думая, выплатила все до копейки.
Поговаривали, что у О-Тосэ покровительство гостям и забота о них были чем-то вроде хобби. Так и вышло, что ее рёкан стал убежищем для всех, кому нужна была помощь О-Тосэ. К Рёме, например, О-Тосэ так привязалась, что, когда он доверил ей свою О-Рё, Тосэ стала относиться к ней как к приемной дочери. А потом пригрела еще и мать О-Рё.
О-Мото/ お元
Эта женщина, как стало принято ее изображать, была любовницей Рёмы. Познакомились они в Нагасаки, где-то между 1865 и 1868 годами, пока Рёма занимался делами Кайентая. Репутация у дамы была, мягко говоря, не самая блестящая.
Интересно, что, если о всяких Акэсато и Итосато в официальных списках ни слова, то в списках гейш, работавших в то время в Нагасаки, числилось аж две О-Мото.
Хотя ничего толком об О-Мото неизвестно, она мелькает в исторических фильмах – как самоотверженная женщина, тайно помогающая Рёме.
Кагияма Кана/ 鍵谷 カナ
(1782 – 1 июля 1864)
Эта дама изобрела узор «иё-касури», способ покраски ткани для кимоно. Она была из простой семьи и, по вступлению в брак, занималась ткачеством. Свой знаменитый узор она придумала где-то в 1801 – 1804 годы. Придуманная ей ткань с необычным «пятнистым» окрасом стала одним из самых популярных продуктов местного производства из Иё.
Катори Мивако/ 楫取 美和子
(1843 – 7 сентября 1921)
Также известна как Суги Фуми. Младшая сестра Ёсиды Сёина. Была женой Кусаки Гэнзуя, но, как известно, овдовела рано. Второй раз вышла замуж за Катори Мотохико, бывшего супруга ее старшей сестры.
Поговаривали, что ее вообще хотели сосватать не Кусаке, а Кацуре, но как-то не срослось. Еще ей делал предложение Накатани Сёскэ, тоже ученик Сёка-сондзюку, но – и тут не вышло.
Говорят, что внешне она Кусаке не нравилась никоим образом, и он даже по этому поводу хотел отказаться от брака, на что жутко разозлил Накатани. Говорят, тот даже схватил Кусаку за шиворот с воплем: «Не суди превратно: ты жену по одной только внешности выбирать собрался, что ли?!». Пристыженному Кусаке некуда было деться, и он согласился на помолвку.
С карьерой Фуми подмастило в 1865 году, когда она стала служить жене Мори Садахиро, претендента на пост следующего даймё хана Тёсю.
Стоило ей уйти со службы и снова выйти замуж – Фуми (теперь уже Мивако) ждала тяжелая доля домохозяйки – управлять финансами и хозяйством, не очень-то купаясь в симпатии очередного супруга.
Прожила она долго…но сомнительно, что счастливо, несмотря на высокий статус в эпоху Мэйдзи.
Каваи Коумэ/ 川合小梅
(22 января 1805 – 2 ноября 1889)
Коумэ была художницей. С 16 лет она еще и вела дневник, позже изданный под названием «Дневник Коумэ».
Родилась она в семье учителя, и после смерти отца ее воспитанием занялся дед. От него она научилась китайским наукам, от матери – стихосложению. Потом она некоторое время обучалась живописи у Ногивы Сираюки. В 16 лет, по окончанию обучения, она вступила в брак – и тогда начала вести свой дневник.
Ее дневник стал ценным историческим материалом, по которому можно изучить то, как переломила Реставрация образ жизни самурайских семей.
Китиэй/ 吉栄
Она же О-Эй. О ней упоминает и Нагакура, и Симодзава. Китиэй была тэндзин из киотской окии Кикё-я, любовницей Хираямы Горо.
По свидетельству Яги Тамэсабуро, это была хорошенькая девушка лет 22-23. Про нее вспоминали, что она недурно ладила с О-Умэ.
То ли ее убили вместе со всеми во время выпиливания Сэризавы, то ли ей помог сбежать имевший с ней связь Харада – неизвестно. Как и то, была ли она вообще.
Кидо Мацуко/ 木戸 松子
(1843 – 10 апреля 1886)
Она же Икумацу. Как ни странно, про нее тоже крайне мало известно, если искать по не японоязычным источникам. В семье Икумацу были проблемы: у отца возник конфликт с кланом, и он бросил семью, бежав в Киото. Раннее детство Икумацу провела в семье матери, потом – до 14 лет училась мастерству гейши в окии.
Красивая и умная, она вскорости стала популярна. По воспоминаниям современников, она особенно хорошо играла на флейте и танцевала.
Считается, что с Кацурой она познакомилась где-то в 1861-1862 году, в веселом квартале, когда Кацура с двумя сообщниками попал под облаву. В качестве благодарности, Кацура выкупил Икумацу и подарил ей ее контракт. Как говорили очевидцы, это, вероятно, была любовь с первого взгляда. С тех пор, когда бы Кацуру ни подстерегала опасность, Икумацу готова была любым способом ему помочь.
Остальное – всем известно. Гейша-информатор, жена-секретарь, и прочая, и прочая. Но ведь самое интересное – то, что никому не известно.
Кусумото Инэ/ 楠本 イネ
(31 мая 1827 – 26 августа 1903)
Первая японская женщина-врач, обученная западной медицине была дочерью немецкого ученого Ф. Ф. фон Зибольда и Кусумото Таки, проститутки (некоторые даже утверждают, что ойран) из Нагасаки. В Японии Инэ была известна по прозвищу «Голландка О-Инэ», поскольку западные науки ассоциировались тогда именно с Голландией. (А кроме того ее отец, несмотря на то, что был немцем по рождению, работал именно в Голландии.)
Сибольда выдворили из Японии в 1829 году, но он ухитрился позаботиться о том, чтобы его жена и дочь жили достойно. Инэ получила блестящее образование: она объездила всю страну и училась у всех, у кого только могла. Один из ее учителей изнасиловал Инэ – так родилась ее единственная дочь, красавица Такако. Замуж Инэ так и не вышла: осела в Токио, заперлась от всего мира и занималась только работой. Например, ассистировала при родах у одной из наложниц императора Мэйдзи в 1873 году
Кусумото Такако/ 楠本 高子
(26 февраля 1852 – 18 июля 1938)
Такако с раннего детства обучалась игре на сямисене и кото и танцам, до 13 лет она жила с матерью в Нагасаки. Мать надеялась, что Такако тоже станет врачом, поэтому с 14 лет девушка училась на медсестру и по совместительству подрабатывала горничной.
В 1866 году она вышла замуж за врача Мисэ Моробути, который умер в 1877 году. До того, как он умер - преподавал медицину в университете Осаки. Позже преподавал и в Токио, а также сделал большой вклад в развитие медицинского образования в Японии. После смерти мужа Такако продолжила образование, обучалась акушерству и гинекологии. Увы, сложилось так, что врачом поработать ей так и не дали...Да и с семейной жизнью у нее больше не ладилось, второй брак тоже остался бездетным.
Зато после Такако остались записи с ее воспоминаниями. Кроме того, Такако вдохновила Мацумото Рэйдзи на создание героини манги Галактический экспресс 999, Мэйтэл.
Цуру Гловер/グラバー・ツル
(1851 – 23 марта 1899)
Цуру была женой Т. Б. Гловера, знаменитого торговца оружием. Рожденная дочерью самурая из хана Ока, она впоследствии стала гейшей.
В 1870 году она вышла замуж за Гловера, и родила ему двоих детей. На могильном камне Цуру выгравирован мон с изображением бабочки. Эту деталь мы упоминаем не случайно: именно Цуру была прообразом главной героини известной оперы Д. Пуччини – Чио-чио-сан.
Кодама Хисоко/ 兒玉 久子
(1842 - 1937)
Ее отцом был глава более мелкого хана в составе Тёсю, доход семьи составлял сто коку. Замужем она была всего раз – за Токуямой Ситиси. Когда ее мужа убили в 1864 году, Хисоко подалась в религию и богоугодные дела. Всю свою долгую жизнь она подавала пример благочестивой вдовы – учила детей, занималась благотворительностью.
Комацу Тика/ 小松 近
Супруга каро хана Сацума, Комацу Киёкадо. Чем она особенна? Хотя бы тем, что ее биография разрушает один из мифов о Сакамото Рёме. Считается, что первый в Японии медовый месяц был изобретением Рёмы. Как оказалось, нет. После свадьбы Тика и ее новоявленный супруг провели две недели в онсене, что в Кирисиме, о чем имеется официальная запись.
Кондо Фудэ/ 近藤 ふで
Девятая жена третьего главы додзе стиля Тэннэн-рисин-рю. Как нетрудно догадаться по фамилии, приемная мать четвертого – Кондо Исами.
Ходили слухи, что Фудэ была гейшей из эдосского района Усигомэ.
Прославилась она тем, что ужасно относилась к Исами, не давая ему послабления, даже если тот серьезно болел. Кроме того, ходили слухи, что она еще и насмехалась над женой Исами за то, что она была дурна собой.
Сайто Кити/ 斎藤 きち
(22 декабря 1841 – 27 марта 1890)
Гейша из Идзу. Также известна как «О-Кити-иностранка». Раннее детство она провела на побережье Внутреннего моря, но потом ее семья переехала в Симоду. С семи лет она начала обучаться искусству гейши, в а 14 – дебютировала, и вскоре стала очень популярна.
Интересна история, как же она стала «иностранкой». Дело в том, что тогдашний первый американский консул в Японии, Харрис, серьезно заболел. Потребовались услуги сиделки, но переводчик (тот самый Хёйскен, которого потом убьют), так и не смог объяснить местным, что нужна ему медсестра, сиделка, а не любовница для консула. Так к Харрису приволокли О-Кити. Люди, предосудительно относившиеся к иностранцам, тут же осудили О-Кити – ее даже бросил друг детства, намеревавшийся жениться на ней.
Через три месяца тяжелой болезни Харрис поправился. За то время, что О-Кити ухаживала за ним, девушка успела приглянуться американцу.
Дальше все было только хуже: расстроился долгожданный брак, закрепилась дурная слава гайдзинской потаскушки. Красавица О-Кити начала спиваться, - ей помог завязать один пожалевший ее хозяин питейного заведения. Но потуги направить жизнь в нужное русло провалились: О-Кити покончила с собой.
Сайто Сонодзё/ 斎藤その女
(1781 - 1867)
Дочь деревенского старосты из Ооанамуры, она с детства полюбила поэзию. Ее наставниками были знаменитые Нацумэ Сэйби и Кобаяси Исса. Когда она овдовела, полностью посвятила себя творчеству и религии. Сборники ее стихов позже были опубликованы.
Сакураги-дайю/ 桜木太夫
Знаменитая таю из Симабары, прозванная «Цветком Реставрации» и «Прекраснейшей гейшей Бакумацу». Работала она в окии Ватигая, и приходилась племянницей Вакагумо-дайю. Прославилась она и как поэт, а училась у знаменитого тогда Носэ Харуоми.
Уже упомянутая Отагаки Рэнгэцу сказала о Сакураги-дайю так: «Если бы она не была таю, стала бы мудрецом».
Сакураги была близка с Кацурой Когоро, но позже стала любовницей Ито Хиробуми. После того, как Ито был убит, Сакураги приняла постриг. До конца своих дней она вела уединенный образ жизни.
Сато Нобу/ 佐藤 のぶ
(1831 – 17 января 1877)
Старшая сестра Хиджикаты Тошизо. Пожалуй, это и оказалось ее главной заслугой. А зря – она слыла прямолинейной и сильной женщиной. С младшим братом у нее были теплые отношения: например, когда уже во время войны Босин Хиджиката ненадолго заезжал в Хино, сестре он подарил знамя-хоро. Когда сын Нобу, Гэнноскэ изъявил желание вступить в Шинсенгуми в очередной визит Хиджикаты, - Нобу так жестко отказала, что ее отпрыск оставил все надежды. Последнее письмо Хиджикаты, которое доставил в Хино его косё, Нобу хранила как величайшую драгоценность до самого конца своих дней.
Такахаси О-Дэн/ 高橋 お伝
(1850 – 31 января 1879)
Последняя женщина в Японии, приговоренная к казни через обезглавливание. Известна под прозвищем «Злодейка эпохи Мэйдзи».
Родилась она в деревне Симомаки, что ныне в префектуре Гумма. По вступлению в брак переехала в Йокогаму. Хотя ее муж умер от проказы, поговаривали, что О-Дэн его отравила. После смерти мужа О-Дэн стала женщиной якудза по имени Огава Ититаро. Причиной смертного приговора было то, что она вспорола горло мужчине, у которого не вышло выпросить денег. За разбой О-Дэн и села в тюрьму.
Голову О-Дэн рубил сам прославленный Ямада Асаэмон. А тело "злодейки" пошло на нужды науки...
Такэти Томико/ 武市 富子
(1830 – 23 апреля 1917)
Жена Такэти Ханпейты и двоюродная сестра иерея Павла Савабэ. Прославилась суровым нравом: часто спасала шкуру мужа. Когда Такэти посадили, своим поведением старалась показать, что разделяет с ним все тяготы: она спала без татами, летом – без москитной сетки, зимой – без футона. Когда Такэти совершил сэппуку, все его имущество было конфисковано, и Томико была вынуждена доживать остаток жизни в нищете... Пока не случилось чудо и вдову Такэти не решили срочно обогатить и наделить титулом. Так, на всякий случай. Чего не сделали, например, с той же О-Рё.
Тацудзи/ 辰路
(1846 - 1910)
Гейша из Симабары, была очень близка с Кусакой Гэндзуем. Есть версия, что даже успела нажить от него сына. С подачи хозяйки окии Кикё-я вышла замуж за некоего Такэоку Синноскэ, богатого выходца из крестьянской среды.
Тиба Санако/ 千葉 さな子
(31 марта 1838 – 15 октября 1896)
Вторая дочь Тибы Садакити, главы додзё стиля Хокусин-итто-рю. На подаренном Рёме длинном мече осталось записано ее имя – иероглифами: Сана. Романист Сиба Рётаро из этого жеста породил целую легенду о нежных чувствах, которые Санако питала к Рёме. Санако была талантливой: изучала фехтование, и уже в раннем возрасте стала признанным мастером. За красоту и талант мечника ее прозвали «Демонической Комати семьи Тиба». Успела побыть наставницей по фехтованию у принцессы из клана Датэ – будучи сама еще девятнадцатилетней девушкой.
С Рёмой она была помолвлена – брак одобрили и ее родственники, и сестра Рёмы, О-Томэ, очень хвалившая Санако за силу и таланты. Только вот свадьба так и не состоялась: после смерти Рёмы Санако забрала на память один рукав от кимоно, подаренного ему еще ее отцом. Остаток жизни она провела, храня семейные традиции и передавая их юному поколению.
Номура Бото-ни/ 野村 望東尼
(17 октября 1806 – 1 декабря 1867)
Лоялистка, поэт и монахиня. Получила неплохое образование: обучили ее и поэтическому искусству, и таким унылым вещам, как шитье. В 17 лет ее выдали за престарелого вассала хана Фукуока, но через полгода состоялся развод. Вернувшись в отчий дом, она всерьез занялась поэзией, каллиграфией и науками. Примерно тогда она ударилась в доктрину Сонно Дзёи.
В 24 года она вышла за Номуру Синдзабуро. Общих детей у них не получилось – все четверо умерли рано, зато с пасынками у Бото-ни вышли теплые отношения. Самое веселое время началось, когда муж Бото-ни скончался, и она приняла постриг. Неугомонная монахиня покинула Фукуоку и отправилась в Осаку и Киото, где активно занималась политической деятельностью и снискала громкую славу. Когда в Столице стало неспокойно, она вернулась домой: и там свела знакомство с местными лоялистами. Со временем она подружилась с Такасуги Синсаку, Ирихати Сэнбеем, Хиратой Ооэ, Като Сисё, Накамурой Энтой и другими.
В 1865 году в связи с гонениями на лоялистов она была арестована и сослана на Химэдзиму вместе со своим внуком. Побег ей в скорости устроили товарищи Такасуги – и приют ей был предоставлен уже в Симоносеки. В ответ на дзисэй Такасуги написала трогательный ответ.
Харада Маса/ 原田 まさ
(10 декабря 1848 – 29 мая 1930)
Она же – Сугавара Маса, жена Харады Саноскэ. Была дочерью киотского торговца. В 1867 году была вынуждена расстаться с мужем, поскольку Шинсенгуми переводили в Фушими.
Со старшим сыном на руках, она разродилась двойней – но оба ребенка умерли в течение недели. Вскоре Масу схватили и допрашивали люди из Новой Правительственной Армии.
Маса прожила долгую жизнь и скончалась в глубокой старости в Кобэ.
Мацуи Цунэ/ 松井 つね
(9 октября – 20 июля 1892)
Жена Кондо Исами, хотя чаще фигурирует под своей девичьей фамилией. Вроде бы, совсем ничем не примечательная особа. Считалась ужасно некрасивой, с мужем так и вовсе обменивалась письмами не лично, а через посредников. И все же после смерти Кондо, хотя ей советовали второй раз выйти замуж, она – по слухам – несколько раз пыталась покончить с собой.
Как посудить, приличная была особа: вышила мужу на форме знаменитый череп, а от него в подарок как-то раз, как говорят, получила серебряное кольцо. Правда, череп сохранился, а вот кольцо – так и осталось предметом пересудов.
Мацуо Тосэко/ 松尾 多勢子
(22 сентября 1811 – 6 июня 1894)
Еще одна дама-лоялистка. Была родом из крестьянской семьи, но имела неплохое образование и даже писала стихи. Ее супруг активно участвовал в движении Сонно Дзёй, а она – так сказать, поддерживала идеологически. После Реставрации прославилась как филологическая дева и знаток старинной поэзии.
Мики/ 美幾
(1836 – 12 августа 1869)
Была проституткой с крайней степенью сифилиса. Прославилась тем, что была первой японкой, пожертвовавшей свое тело для вскрытия с целью изучения. Когда ей было десять лет, ее продали в бордель, потому что отец больше не мог кормить всю семью.
Ей было 34 года, когда она умерла. Тело ее по договору перешло в собственность больницы.
О Мики написано две книги, в которых ее трагедия показывается романтизированно и трагично – «Белый путь» Ватанабэ Дзюннити и «Ирэдзуми с цветком сливы» Ёсимуры Акиры.
Мураяма Така/ 村山 たか
(1809 – 30 сентября 1876)
Родилась она в семье настоятеля храма из провинции Оми. В 18 лет она поступила на службу к Ии Наоскэ. Через два года она переезжает в столицу и становится гейшей в Гионе, Там в тайне рождается ее сын.
После этого Така возвращается на родину в Хиконэ. Там она встречается с Ии, который сводит ее с Нагано Сюндзэном. Связь с тайро она не рвет: напротив, становится его шпионом и направляется в Столицу. В японской истории это была первая женщина, официально принятая на должность правительственного информатора.
После убийства Ии сторонники Сонно Дзёи стремились вырезать и всех его женщин и бастардов. Сына Таки убил Окада Идзо, сама она избежала этой участи и приняла монашеский постриг.
Отдельно от этого длинного списка, хотелось бы уделить внимание женщинам хана Аидзу. В отдельный смысловой "блок" мы выносим их не из-за какого-то особого отношения к ним, а потому, что женщины хана Аидзу сами по себе – настоящий феномен. Отличавшиеся сильной волей и едва ли не мужским по японским меркам нравом, они надолго прижились на страницах книг и гравюр, посвященных войне Босин.
Мацудайра Тэру/ 松平照
(2 февраля 1833 – 28 февраля 1884)
Тэрухимэ была "приемной" сестрой Мацудайры Катамори. Как и он, она была удочерена Мацудайрой Кататаки. Ее брак долго откладывали, но в конце концов Тэру выдали за Окудайру Масамото, с которым она развелась через пять лет. У мужа принцессы оказалось слабое здоровье, и в браке никак не получалось завести детей. А вскоре Окудайра и вовсе скончался. Тэру после развода вернулась в Аидзу, не намереваясь больше вступать в брак. Там она мирно и тихо жила, составляя компанию слабой здоровьем кровной дочери Мацудайры Кататаки, Тоси-химэ.
Тэру описывают как утонченную даму, воспитанную как истинная аристократка: до нас дошло довольно много ее стихов, составленных с безупречным вкусом.
Кстати, именно у Тэру-химэ служила секретарем будущая вторая по счету супруга Сайто Хадзимэ, Такаги Токио. (На фото выше она – дама с книгой)
Дзинбо Юкико/ 神保雪子
(1845 – 10 октября 1868)
Юкико была третьей дочерью потомственного вассала хана Аидзу, Иноуэ Кюгу, имевшего содержание в 500 коку. Прославилась Юкико тем, что наряду со многими женщинами Аидзу была членом отряда Накано Такэко, защищавшего замок Цуруга.
Она была супругой потомственного главного советника клана, Дзинбо Сюри, трагически принявшего на себя вину за решение хана Аидзу следовать за отрекшимся сёгуном до конца. Брак их в Аидзу считали образцово-показательным: по словам современников, чета Дзинбо производила впечатление идеальной пары, связанной не только формальными обязательствами, но и нежными и удивительно глубокими чувствами.
После поражения при Тоба-Фусими Сюри был вынужден совершить сэппуку. Вскоре покончил с собой и отец Юкико: тогда она и присоединилась к Накано Такэко.
Юкико храбро сражалась до последнего, пока ее не взяли в плен. Позже за ее освобождение пытался хлопотать самурай из Тосы, Ёсимацу Хаяноскэ. Когда он выяснил, что не сможет выпросить для Юкико помилования, Хаяноскэ тайком принес ей танто, и Юкико достойно покончила с собой.
Хината Юки/日向ゆき
(1851-1944)
Эта дама была дочерью самурая из Аидзу по имени Хината Саэмон. Во время Войны Босин она потеряла отца и братьев, но сама пережила это бойню. Впоследствии Юки стала известной писательницей, создававшей произведения на тему событий, которых ей довелось пережить.
Хирата Котё/ 平田小蝶
(1850-1885)
Котё была старшей дочерью вассала хана Аидзу, Хираты Мондзюро. Вместе с Накано Такэко она обучалась владению нагинатой и письму, а потом обеих девушек удочерили в семью Акаока. Во время Войны Босин она учила девушек владеть нагинатой, потом присоединилась к отряду Накано Такэко и участвовала в битве у Янагибаси. В отличие от своей приемной сестры, войну Котё пережила.
Масэ Мицу/ 間瀬みつ
(1834 - 11 августа 1921)
Была второй дочерью вассала Аидзу Масэ Шинбэя Тошисады и его жены Мацу. С детства Мицу обожала учиться: науки стали для нее настоящей страстью.
Во время осады замка Мицу потеряла двоих младших братьев, Ивагоро и Гэнситиро (один из них был среди членов Бьяккотая, покончивших с собой). Кроме того, во время осады не стало и ее младшей сестры Ю. После капитуляции Аидзу она уехала в Тонами вместе с племянником Сэкити, приходившемся сыном Ивагоро. В Аидзу она вернулась весной 1874 году, в 7 год Мэйдзи, и начала писать книгу "Разнообразные записки после Войны Бошин".
Сэкияма Каёко/ 関山通子
(7 апреля 1841 - 1901)
Каёко родилась в Этиго, в семье врача Накагавы Тамэсигэ. За четыре месяца до рождения Каёко ее отец покончил с собой вместо ее брата. Когда Каёко было 12 лет, она начала учиться классическим японским наукам у вассала Аидзу Такаги Сихэя. В возрасте 16 лет она начала работать в замке Цуруга, а вскоре даже привлекла к себе внимание Мацудайры Катамори.
В возрасте 20 лет она покинула замок из-за болезни. По распространенной версии она вынуждена была прекратить работу, потому что ждала ребенка от Катамори. Ее сын Кэнкити и правда имел портретное сходство с Мацудайрой. В 25 Каёко стала женой вассала хана Шибата Судзуки Кэндзиро. После Войны Босин они переехали в Цугаву и открыли там школу.
Ямакава Тосэко/ 山川とせこ
(? - 1868)
Была дочерью знаменитого копейщика стиля Хондзоин-рю, Китахары Тадаси. Позже стала супругой Ямакавы Окуры, который во время Войны Босин стал главным советником клана Аидзу, сменив на этом посту покончившего с собой Дзинбо Сюри.
Тосэко была мягкой и покорной женщиной, прекрасно влившейся в семью мужа. Во время осады замка она последовала за тещей и сестрами мужа, чтобы защищать Тэру-химэ. Позже, вместе с сестрой Окуры, Мисао, она ухаживала за раненными.
14 сентября 1868 года, когда снаряд попал в покои Тэру-химэ, она была вместе с ней. Получив тяжелые ранения, Тосэко скончалась. Ее почитали как героя и похоронили во внутреннем колодце крепости, во втором дворе, пока не смогли с почетом перезахоронить в храме Амида-дзи.
Конечно, нельзя не упомянуть и других дам. Тех самых, которые целыми кланами гордо убивали себя, чтобы не попасть в плен врага. В их числе, например, были женщины клана Такаги: Хацуко, Нуико, Синко и Сутэко. Все они покончили с собой в доме Такаги Тоёдзиро 8 октября 1868 года. А также женщины клана Накадзава: Кисэко, Тэруко и Сутэко. Они покончили с собой вместе с другими членами клана все того же 8 октября 1868 года. Та же участь была уготована и женщинам клана Нонака: супруге Нонаки Сиэмона и их четырем дочерям.
И, конечно же, нельзя забыть женщин из семьи Сайго Таномо, которые все до одной покончили с собой. До сих пор люди помнят имена его матери, сестер, жены, дочерей: Рицуко (58 лет) , Мисуко (26 лет), Юуко (23 года), Чиэко (34 года), Таико (16 лет), Такико (13 лет), Тадзуко (9 лет), Товако (4 года) , Суэко (2 года)...
Чтобы не заканчивать на траурной ноте, добавим к сухим фактам немного моэ-кавая. Наведите курсор на одну из картинок, и вы узнаете, чем прославились эти девушки.
Как бы то ни было, список оставивших о себе память женщин эпохи Бакумацу можно продолжать почти бесконечно. Благо, о них осталось больше письменных свидетельств, чем о прославленных дамах эпох Сэнгоку или Хэйан. Поэтому мы надеемся, что и вы, прочитав наш FAQ по женщинам эпохи, найдете, кого запомнить.
Женщины эпохи Бакумацу (для WTF Bakumatsu 2016)
Всем, кто мало-мальски интересовался если не самой эпохой Бакумацу, то хотя бы просто историей Японии, обычно известны имена Икумацу, Накано Такэко, Нарасаки Рё и прочих дам, чьи персоны успели за полтора века обрасти многочисленными легендами и мифологемами. Но множество прекрасных и вдохновляющих женщин этой эпохи оказались не так популяризированы и «раскручены».
Мы решили попробовать вспомнить некоторых из них, затрагивая в основном тех, о ком сказано мало – а то и вообще ничего на русском, а иногда и на английском языке.
Не обижайтесь на нас, если мы кого-то обласкали вниманием, а кого-то пропустили. Все-таки объять необъятное довольно трудно.
Мы решили попробовать вспомнить некоторых из них, затрагивая в основном тех, о ком сказано мало – а то и вообще ничего на русском, а иногда и на английском языке.
Не обижайтесь на нас, если мы кого-то обласкали вниманием, а кого-то пропустили. Все-таки объять необъятное довольно трудно.