Автор
этого блога очень порадовала довольно пространным постом про
Но-химэПоэтому я, естественно, кинулся переводить его, как только увидел апдейт
В хронике "Синтё коки" (信長公記, историческом источнике, из которого черпают множество достоверной информации о Нобунаге, Но удостоена очень краткого упоминания: "
дочь Досана приняли в качестве невесты Нобунаги в провинции Овари". Больше о ней ничего не говорилось. Ламерс в своей книжке "Японский тиран" следует за этим источником и пишет: "
От первого брака детей не было, и Китё отослали обратно в Мино после того, как Сайто Досана в 1556 году убил его собственный сын".
Этот поразительный недостаток информации, по сути своей, может рассматриваться как последствие двух гипотетических событий: либо имел место развод, произошедший после того, как клан Сайто выступил против Нобунаги; либо ранняя смерть Но.
Где же можно найти больше информации о законной супруге Нобунаги? Тех, у кого нет доступа к научным заумностям - милости просим в японскую википедию, где уже есть и информация, и список источников.
читать дальшеНапример, в их числе есть книга "Мино-но куни Сёкю:ки" (美濃国諸旧記, где дано много разных фактов, касающихся кланов Токи, Акэти и Сайто. Именно оттуда, например, нам известно, что Но, скорее всего, звали Китё (帰蝶, и что она была третьей дочерью Сайто Досана. Ее мать, Оми-но ката (小見の方, госпожа Оми/ дама Оми), была младшей сестрой Акэти Мицуцуны, отца Мицухидэ. Таким образом, Но была двоюродной сестрой Мицухидэ - хотя и нет информации, общались ли они как-то в Мино.
Брак Нобунаги и Но-химэ был заключен 24 марта 1549 года. Нобунага встретился с Досаном в Сётоку-дзи в 1553 году. Сайто Ёситацу поднял мятеж против своего отца и убил его в битве при Нагарагаве в 1556 году.
Так что по идее, Нобунага мог бы и расторгнуть брак с Но, поскольку дальнейшей необходимости в сохранении их союза не было, да еще и при том, что принцесса из Мино была бесплодна.
Но! Есть кое-какие факты, которые нельзя упускать.
Во-первых, сын Нобунаги, Нобутада, родился в 1557 году от наложницы из Мино (не от Кицуно, которая считается матерью Нобукацу и Готоку), и есть свидетельства, что мальчика усыновила Но, чтобы он точно стал первым в очереди на наследство Нобунаги. Об этом свидетельствует "Сэйсю гунки" (勢州軍記, хроника провинции Исэ. Более того, это еще и очередной политический шаг Нобунаги, направленный на утверждение собственных прав на провинцию Мино, имея в виду, что Ёситацу ее узурпировал. Но-химэ, таким образом, становилась связью Нобунаги с законным правителем Мино - Сайто, так что незачем было выгонять жену на мороз.
Во-вторых, очередное появление "законной супруги Нобунаги" (信長内室 отмечается в "Акэти гунки" (明智軍記, где о ней говорится, что она "осыпала своих вассалов многими милостями и похвалами на пиру, устроенном после покорения провинции Овари, дабы выразить и благодарность за их поддержку в покорении провинции Мино". В "Токицугу кёки" (言継卿記, дневнике Ямасины Токицугу, составленном в 1569 году, а также в "Оми-но куни котиси" (近江國輿地志, составленной в 1568 году, упоминается, что Нобунага и его "супруга" (御台所 останавливались в Дзёбодай-дзи. Кроме того, в "Миёсин-дзи си" (妙心寺史 сказано, что "жена его светлости Нобунаги" (信長公夫人 устроила поминальную службу на годовщину смерти Нобунаги 20 июля 1583 года.
То, что даму поименовывают словами "наёсицу", "фудзин" и "мидайдокоро" должны развеять все сомнения на счет того, о ком говорится речь: это наверняка законная жена, а не кто-то из наложниц, то есть, Нохимэ. Что доказывает тот факт, что принцесса из Мино не только не была отослана вон, но и пережила своего мужа.
Сложнее становится, когда в игру вступают иного рода поименования.
Например, в уже упомянутом источнике "Мино-но куни сёкю:ки" Но-химэ фигурирует еще и под титулом "Сагияма-доно" (Хозяйка замка Сагияма), что как бы намекает, что в какой-то момент она там проживала. Значит, версия о том, что развод имел место, может тянуться от этого самого титула, ведь замок Сагияма был подарен Досаном его сыну Ёситацу в 1548 году. Однако, такой титул мог прицепиться к даме и по иным причинам.
В "Ода Нобукацу бунгэнтё" (織田信雄分限帳, списке вассалов Оды Нобукацу, упоминается некая "Адзути-доно", которой было пожаловано содержание в 600 кан. По статусу она была третьей в списке вассалов женского пола: первой в списке была жена Нобукацу, второй - Окадзаки-доно (Готоку), третьей - Адзути-доно (вероятно, Китё), четвертой - Оката-доно (вероятно, Дота-годзэн, бабушка Нобукацу). Поскольку нет четкого доказательство, что Оката (御方, досл. госпожа) - это Дота-годзэн, подкрепить теорию о том, что Адзути-доно - это Но-химэ, можно через иной источник. В "Удзисато-ки" (総見院殿追善記 и в "Сокэнъин-доно цуидзэн-ки" (総見院殿追善記, упоминается, что "мидайдокоро" и "госпожа из северных покоев" бежали из замка Адзути, когда к ним дошла весть о случившемся в Хонно-дзи. То есть, иными словами, Но-химэ в тот момент находилась в Адзути.
Кроме того, "Адзути-доно" значится на могильном камне, считающемся могилой Но в Сокэнъин. Датой смерти значится 26 июля 1612 года, каймё - Ёкаиндэн Ёсинмё Дайси (養華院殿要津妙玄大姉
От себя могу добавить, что сказанное в исторических анналах немного побило мои фаноны. Лично мне очень понравилась версия из одного фильма, где боевая красавица Но гордо заявляет Нобунаге, что она не женщина, а его верный вассал, и бросается в бой с людьми Мицухидэ, рубит многих, но оказывается убитой. Как бы то ни было, я все-таки буду надеяться, что дочь Гадюки Досана не была кисейной девой. :3