Безногий юрей (足のない幽霊 - Аси-но-наи юрэйукиё-э КунисадыЕсли присмотреться к любому изображению японского призрака, сразу бросается в глаза одна из его важных анатомических черт. Дело в том, что у юреев нет ног. Но почему же так?
Если сравнить юрей, например, с призраками из фольклора Китая и Кореи, концепт отсутствия ног для Японского фольклора уникален. На китайских призраках точно так же погребальные одежды, только вот ноги у них, как оказывается, все-таки имеются.
...и все-таки, нельзя сказать, что у юреев нет ног. Ведь полно кайданов, где фигурируют шорохи и призрачные шаги. Например, в знаменитом "Пионовом фонаре" в постановке театра Кабуки, о прибытии призрачной О-Цую возвещают треск деревянных трещоток или гэта. А в театре Но многие призрачные персонажи так и вовсе могут похвастаться особой обувью в качестве части костюма. Так откуда же взялся концепт отсутствия ног у японских призраков?
читать дальше
Исток этого фольклорного штампа, как правило, усматривают в истории призрака О-Юки. Однако, самое раннее из известных изображений призрака без ног появляется на шестьдесят лет раньше рождения Маруямы Окё, автора самого раннего изображения О-Юки.
Неизвестный художник изобразил безногого юрея в иллюстрированной книге с публикацией пьесы для бунраку "Kazan-in kisaki arasoi " (花山院 きさき あらそひ, 1673 год).
Непосредственное изображение юрея - всего-то навсего деталь в левом верхнем углу страницы - на нем нарисован мстительный призрак Наложницы из Павильона Павлоний.
В другой книге примерно той же эпохи, "Shiryō Gedatsu Monogatari" (死霊解脱物語聞書, 1690 год), тоже имеется небольшое изображение безногого юрея. Но неизвестно, видел ли Окё хоть одно из этих изображений, и повлияли ли они как-то на его видение образа О-Юки.
О-Юки, нарисованная Окё
Вообще, версий с обоснованием отсутствия ног у юреев довольно много. Например, некоторые ученые выдвигают гипотезу, в которой связывают это с тем, что в Японии божества и пришельцы из иных миров, как правило, изображались стоящими на облаках - то есть, как бы парящими над землей. Там, где у юреев ноги, как правило рисуют подобие тумана - но ведь не облака же.
Другие выдвигают теорию о том, что на видение художников повлиял китайский священный текст "Дзюо-э", в котором сказано, что душам, которые были осуждены в Преисподней на искупление своих грехов, демоны отрывают ноги, чтобы те всю вечность ползали, как черви.
Более красивую версию предлагает, например, профессор университета Кэйо, Икэда Ясабуро, в своей книге "Японские призраки". Он предполагает, что вдохновением для Маруямы Окё послужила дымка от поминальных курений, устремленная в ночное небо: поэтому художник и изобразил своего призрака как бы наполовину сотканным из этого самого тумана.
Есть и другое мнение, совсем приземленное. Дескать, Окё срисовал свою О-Юки с запомнившегося ему образа возлюбленной, выбирающейся ночью из ванны: окутанной паром, призрачную в тусклом свете.
Еще одна версия утверждает, что отсутствие ног у юреев проистекает из традиционного театра бунраку: там у кукол-женщин всегда очень длинные одежды, и кажется даже, что у них нет ног.
Если уж докапываться да правды, скорее всего, концепт сложился из множества факторов. Но, какими бы они ни были в своей подборке, хотя выбеленное лицо и растрепанные волосы - часть сложившегося в эпоху Эдо образа - можно увидеть в поп-культуре и по сей день, отсутствие ног так и осталось только на старинных гравюрах. Только в некоторых фильмах эта традиция остается выдержанной.