Арима Харунобу (有馬晴信
читать дальшеБыл первым даймё хана Хиноэ в провинции Хидзэн. Второй сын Аримы Ёшисады (有馬義貞, а матерью ему приходилась младшая сестра Ясутоми Токуэна (安富入道徳円. Братьями и сестрами ему приходились: Арима Ёсидзуми (有馬義純, Арима Харунобу (有馬晴信, Хата Тикаси (波多 親, Арима Камон (有馬掃部, Суми (純実, Арима Сумитада (有馬純忠. Его женой была дама по имени Лючия (ルチア, дочь не то Аримы Ёсидзуми (有馬義純, не то Оомуры Сумитады (大村純忠. Кроме нее он был связан еще с двумя женщинами: первую звали Огами, и она была дочерью Ямады Суминори (山田純規, вторую - Юста (ジュスタ, и она была дочерью Накаямы Ояцуны (中山親綱. Детьми ему приходились: Арима Наодзуми (有馬直純, наложница Сайго Сумикэи (?) (西郷純経 , Арима Томиран (有馬富蘭, он же - Франциско), Арима Омацу (有馬於松, он же - Матиас), Арима Дзицусон (有馬実尊, Арима Сумисада (有馬純貞, наложница Имадэгавы Суэмоти (今出川季持 и Аримы Дзюкэя (有馬重経, наложница Сакаи Сэцу-но-ками (酒井摂津守.
Арима Харунобу был одним из христианских даймё эпохи Сэнгоку Дзидай.
Родился в 1567 году (10 год Эйроку), умер - 5 июня 1612 года (6 день 5 луны 17 года Кэйтё).
Был известен под именами:
鎮純 - Сигэдзуми
鎮貴 - Сигэтака
久貴 - Хисатака
久賢 - Хисатака
正純 - Масадзуми
晴信 - Харунобу
十郎 - Дзюро
鎮景 - Сигэкагэ
鎮真 - Сигэдзанэ
左衛門大夫 - Саэмон-тайфу (это - титул)
К слову, про имена: не хочу умничать, но у меня сложилось впечатление, что все эти вариации его имени с "Сигэ-" - просто косяки писарей. Потому что кандзи уж подозрительно похожие визуально: 貴, 景, 真.
Был вассалом Тоётоми Хидэёши, Тоётоми Хидэёри, Токугавы Иэясу и Токугавы Хидэтады.
В 1571 году, из-за ранней кончины старшего брата, Харунобу наследовал ему. 4 мая 1584 года Харунобу, в союзе с Симадзу Иэхисой сразился с Рюдзодзи Таканобу в битве при Окитанаватэ ("наватэ" дословно переводится как - прямая длинная дорога, тропинка между рисовыми полями). Битва произошла на полуострове Шимабара, в Хидзэне. Со стороны коалиции Арима-Симадзу было примерно 8 тысяч человек (по другим данным - 6,3 тысячи), за Рюдзодзи - около 20 тысяч (по другим данным - 25-50 тысяч). Дело в том, что Рюдзодзи Таканобу перед этим нанес удары по нескольким соседним кланам сразу. В 1582 году он напал на клан Арима, и тогда Харунобу принял решение заключить союз с кланом Симадзу. Симадзу приняли предложение, и в декабре того же года послали Ариме на помомщь армию. Союзное войско осадило замок Шимабара, и Рюдзодзи тут же отправился вызволять его со своей основной армией. Интересно, что в предстоящей Арима еще и обратился за помощью к иезуитам...и получил ее.
(Про сражение напишу потом длинно, пока - чуть-чуть и перевод не с японского, а с английского)
3 мая союзная армия Симадзу и Аримы укрепилась на вершине холма перед замком Шимабара, и приняло первую волну атаки армии Рюдзодзи, вооруженной европейскими мушкетами, в том числе и с высоким калибром. Люди Рюдзодзи атаковали в три колонны: одна наступала вдоль дороги, вторая - с холмов, третья - с побережья. Третью оттеснило назад войско Аримы: они нанесли удар с моря, где стоял их флот с пушками и аркебузирами. Две другие колонны тоже были разбиты. Рюдзодзи Таканобу погиб в бою: с ним покончил вассал клана Симадзу по имени Каваками Тадатака.
В 1587 году прошло предпринятое Тоётоми Хидэёши усмирение Кюсю, завершившееся тем, что ему покорились и клан Симадзу, и клан Арима.
Хотя изначально Харунобу преследовал христиан и не понимал их веру, он покрестился в 1580 (или в 1579) году и получил имя Дон Протасио (ドンプロタジオ, и стал ревностным верующим. Крестил его сам Алессандро Валиньяно. К слову, об именах: при крещении он взял имя Протасио, но после конфирмации взял второе имя Хуан. После того, как Харунобу стал активно пропагандировать христианство, он стал получать военную поддержку от португальцев. Кроме того, Харунобу основал на территории своего удела семинарию, где кроме типично клерикального образования обучали европейской музыке, живописи, скульптуре и изготовлению органов и часов. В 1582 году он отметился и в том, что приложил руку к осуществлению "Посольства Тэнсё", организованным Отомо Сорином. Арима Харунобу, собственно, отметился тем, что был одним из тех, кто посольство спонсировал. А заключалось оно в том, что посол Ито Мансио (伊東 マンショ, 13 лет) отправился с визитом к Папе и к европейским королевским дворам. Сопровождали его еще трое японцев : Тидзива Мигель (千々石 ミゲル, 13 лет), Накаура Юлиан (中浦 ジュリアン, 14 лет), и Хара Мартин (原 マルチノ, 13 лет), и двое иностранцев - их духовный наставник, иезуит Алессандро Валиньяно, и переводчик - Диего де Мескита. Если кому интересно про посольство, накатаю и про него
В 1586 году Харунобу было видение, в котором перед ним предстало два человека божественного обличия, которые сказали ему: "Знай, что на землях, которыми ты управляешь, найден знак Христов; почитай и люби его, ибо он нерукотворен." Шесть месяцев спустя вышло так, что истово верующий из удела клана Арисы послал своего сына в лес за дровами. Молодой человек там обнаружил удивительным образом иссушенное дерево, разделенное пополам: внутри находился коричневый крест. Встречено это было бурным восторгом: как только об этом было доложено Харунобу, он сам отправился на святое место и, увидев крест, воскликнул: "Узрите же знамение Христово, о нем мне было сказано, что обнаружится оно в моих землях, и будет оно нерукотворным". Потом Харунобу пал на колени, в слезах помолился и увез крест в свой замок. Этим чудесным крестом окрестили двадцать тысяч человек. (из Св. Альфонса Лигори. "Победы мучеников", стр. 316-317)
Когда Тоётоми официально запретил исповедание христианской веры в 1587 году, Арима продолжал самолично защищать ее, и принимал в своем уделе всех христиан, просивших защиты.
В 1592 году он послал 2 тысячи человек на завоевание Кореи, передав их под командование Кониси Юкинаги.
В битве при Сэкигахаре Харунобу посчастливилось выбрать победившую сторону: поддержав Токугаву, он не потерял свои владения и не попал в опалу.
В 1609 году Харунобу было приказано отправиться осмотреть потенциальную точку для международной торговли с Китаем и Западными странами. Стоило Харунобу прибыть туда, местное туземное население напало на людей Аримы, и многие были убиты. В том же году торговый корабль, который Харунобу послал в Тя́мпу, подвергся нападению португальцев во время остановки в Макау. Харунобу отомстил за это, организовав нападение на португальское торговое судно "Madre de Deus", которое шло из Макау в Нагасаки. Сразу же после этого инцидента произошел так называемый "Инцидент Окамото Дайхати", ставший по сути причиной гибели Аримы Харунобу.
Некий Окамото Дайхати был вассалом советника Токугавы Иэясу, Хонды Самадзуми, и он был послан к Харунобу, чтобы поздравить его в связи с победой над португальцами. Окамото, похоже, тоже был христианином, и Арима принял его с большой пышностью. Во время пира Окамото сказал Ариме о том, какое влияние он имеет на своего господина, и что он может помочь Ариме вернуть три гуна, которые он потерял из-за клана Рюдзодзи. Арима доверился ему, и послал с ним огромную сумму для того, чтобы подкупить советников Токугавы.
Однако Окамото прикарманил себе деньги, ничего не сделав, а когда Арима встретился с Хондой Масадзуми во время своего обязательного визита в Эдо, он узнал о том, что Хонда понятия не имел об этом деле. Разъяренный Арима доложил обо всем Токугаве. Тот, естественно, тут же отправил Окамото за решетку, и дальнейшее расследование выявило, что Окамото и Арима имели и другие договоренности: например, об убийстве бугё Нагасаки. В итоге Окамото приговорили к смерти через сожжение, а Ариму лишили всего имущества и изгнали в провинцию Каи. Когда ему было приказано совершить сэппуку, Арима отказался из-за своей веры, и вместо этого его просто обезглавил один из его вассалов.
Вот как о его смерти писал все тот же Св. Альфонс Лигори:
"Император лишил его титулов и отправил его в изгнание, вследствие гнусной интриги, сфабрикованной против него его собственным сыном, Мигелем. В своем изгнании король Хуан неустанно каялся, чтобы сгладить последствия того дурного примера, который он подал другим, и он ничего большего не желал, чем отплатить смертью за свои прегрешения. Господь вскоре исполнил его заветное желание.
Принц Мигель, не довольствуясь даже тем, что он усмирил своего отца, даже взойдя на трон, возжелал лишить своего отца жизни. Он обвинил отца в нескольких преступлениях перед лицом императора. Последний, посоветовавшись лишь с теми, кто таил ненависть к нему [Ариме Харунобу], без всякого суда пригвоорил его к обезглавливанию и послал сто пятьдесят солдат, чтобы те провели его казнь, и из-за своей преданности они почти тут же ему подчинились. Более того, он заставил их поклясться не вскрывать его тело после смерти... Потом он [Арима Харунобу] написал своему приемному сыну письмо, полное тепла, и попросил у него прощения за все обиды, которые он когда бы то ни было ему нанес. Потом ему прочитали "Страсти Христовы", а он в слезах молился, лил слезы обо всех грехах своей прошлой жизни, чтобы он был прощен. Перед ним стояло распятие, и он стоял на коленях, смиренно ожидая смертоносного взмаха меча. Добродетельная принцесса Юста, его супруга, которая присутствовала там, взяла своими руками голову своего мужа и поцеловала ее. Потом она покинула свои покои, где она обрезала свои волосы, отмечая тем, что она отрекается от мира.
Новый король Аримы, небезызвестный отцеубийца Мигель, приняв все полномочия и владения своего отца, объявил войну христианской вере..."
Сын Аримы Харунобу, Арима Наодзуми, взял в жены приемную дочь Токугавы Иэясу, Куни-химэ, и унаследовал все земли, конфискованные у его отца. Так клан Арима не пал.