Не секрет, что многим не дает покоя вопрос о гендерной принадлежности Уэсуги Кеншина. Многочисленные историки, блоггеры и просто интересующиеся фанаты строят десятки версий, подтверждающих или опровергающих ту или иную теорию. Не отстают от них и разработчики игр и мангаки. Так, в одной из частей франшизы Oda Nobunaga no Yabou можно играть, выбирая пол Бога Войны из Этиго. Но исторические факты остаются фактами. А их до нас дошло не так уж и много.
читать дальшеИсторик Ягири Томэо, например, считает, что все свидетельствует тому, что и в эпоху Сэнгоку пол Кеншина был чем-то туманным и таинственным. Что еще интереснее, проведенный недавно опрос, в котором приняли участия японские старшеклассники, выявил, что от 40 до 80 процентов подростков считают, что Уэсуги Кеншин скорее был женщиной, или же что его половую принадлежность можно смело ставить под сомнение. Почему же оказалось так?
Конечно же, в первую очередь историки обращались к записям, современным самому Кеншину. Например, к гунки-моногатари под названием "То:дайки", в которой приводится необычная версия о смерти Кеншина. А именно: причиной его кончины приводят некую болезнь, сопровождавшуюся маточным кровотечением. То ли авторы произведения неизысканно пошутили, то ли у Кеншина откуда-то имелась матка.
Есть и другие доводы. Например, каждый месяц Бог Войны страдал от ужасающих колик в желудке. Смахивает на месячные, не так ли? Конечно, историки связывают это с любовью Кеншина к сакэ, но тогда почему боли приходили как по расписанию? Более того, 11 июня Кеншину пришлось покинуть поле битвы с Ходзё из-за несперпимой боли. А какого числа он умер? 9 или 11 марта.
Противники такой теории возражают: Уэсуги часто рисовали с усами или бородой. Но они упускают интересную деталь. Такие портреты были сделаны уже после смерти Кеншина. А вот те портреты, что были нарисованы при его жизни (и даже его собственный автопортрет, где он изобразил себя как Бисямонтена) выглядят довольно женственно. На портретах того времени присутствовал и язык символов. Так, вазы и горшки в композиции несли подчеркнуто маскулинные коннотации, а чаши - фемининные. Когда Кеншин нарисовал себя в образе почитаемого им божества, в руки себе он поместил чашу. В прочем, снова можно поспорить. Ведь он любил выпить.
И снова к необычному. Кеншин очень любил свой замок Касугаяма, где располагалось кроме всего и синтоисткое святилище богини Кукури-химэ. Святилище было непростое: в нем стояло и изваяние Бисямонтена, подписанного лишь одним знаком "Би". Глядя на статую, можно решить, что это никакой не Бисямонтен, а статуя какой-то богини. И еще. В таких святилищах обычно есть две статуи - мужского и женского божества. А здесь -как ни посмотри: две женщины.
Так и напрашивается вопрос. Ну вот есть все эти свидетельства, есть диспуты о половой принадлежности. Чего бы просто не обследовать останки Кеншина или не сделать ДНК-тест? Ответ прост... Место погребения Уэсуги Кеншина попросту неизвестно. В то время, как останки людей из кланов Нагао и Уэсуги были перенесены по приказу Бакуфу во время переезда клана в Ёнэдзаву, останки Кеншина были утеряны. Высказывалась версия, что Уэсуги попросту решили утаить от Токугавы, что их покойный господин был женщиной. Ведь клан могли расформировать!
Доводы в пользу того, что Кеншин был женщиной, дошли до нас и в анекдотах.
Например, во многих эпических произведениях он описывается как "прекрасный", причем записывался этот эпитет устаревшим кандзи, употреблявшимся исключительно если говорилось о женщине. Может быть, так Уэсуги хотели оскорбить. Но это как-то сомнительно.
Если опираться на такие свидетельства, как размер доспехов Бога Войны и свидетельства его современников, его рост составлял около 153 сантиметра. Для женщины эпохи Сэнгоку это был рост немаленький. Тоже довод сомнительный.
Кеншину нравились "женские" книги. Такие, как "Гэндзи-моногатари". Другие даймё предпочитали военный эпос, а не куртуазные романы. Кроме этого, даже почерк у Уэсуги довольно женственный. Если это не указывает на его пол, то как минимум намекает на то, что мужчиной он был с довольно женственным вкусом в искусствах.
Говорили, что даже пламенные речи были скорее исполнены рационального подхода, чем пафосны, как у других даймё. Например, Сингэн часто высокопарно говорил о нескончаемой славе и героизме, а Кеншин заявлял коротко и ясно: "Нам надо победить - значит победа будет за нами".
Ну и куда без подробностей личной жизни? Известно, что Кеншин никогда не был женат, да и женщины им не очень интересовались. Даже когда он был в Киото, где придворные дамы часто так приходились по вкусу приезжим даймё, что уезжали уже в качестве их жен, никто ему не приглянулся. Но не следует забывать, что в то время и женственного вида мужчина считался таким же привлекательным, как суровый буси с замашками деревенского завоевателя. Тут-то напрашивается излюбленная многими фудзёси версия об ориентации Бога Войны. Но даже если его женщины не интересовали - почему и он был для них непривлекателен?
К слову о женственности, один из европейских торговцев, имевших радость встретиться с Уэсуги Кагэкацу, написал в письме о том, что встретился и с "тетушкой Кагэкацу". Вероятно, из-за неразборчивости почерка торговца, попросту перепутались испанские слова "tia" и "tio".
Нельзя упустить и то, что сёгун Асикага настолько доверял Кеншину, что позволял ему свободно разгуливать по женской половине своего замка. А Кеншин, в свою очередь, с превеликим удовольствием общался там с матерью и сестрами сёгуна.
К слову об ориентации - если уж разбираться по существу, Кеншин представляется скорее уж асексуалом, чем любителем высокохудожественного сюдо. Он объявил себя истовым верующим и почитателем Бисямонтена и отказался от плотских удовольствий, в то время, как другие даймё, славившиеся религиозностью, без зазрения совести сношали всех, кто только попадался им под руку.
Так стоит ли признать, что Кеншин абсолютно серьезно и точно был женщиной? Нет, конечно нет. Ведь есть и множество других исторических свидетельств - уже в пользу того, что он был мужчиной. Но кто знает, кем был на самом деле Бог Войны из Этиго - удивительной женщиной, обыкновенным мужчиной или бисёненом?