продолжение этого поста
из книги Noriko T. Reider - Japanese Demon Lore: Oni from the ancient time to the present
читать дальшеБуддийская версия
Как уже было ранее упомянуто, Анэсаки Масахару высказывал мнение, что японский концепт они целиком и полностью проистекает из буддийских мифов. Хотя нельзя с полной уверенностью сказать, что они - уникальное явление в буддийском миропонимании, в некоторых элементах концепта можно проследить сильное влияние буддизма. Насколько вы можете заметить, образ они однозначно пришел в Японию вместе с буддизмом. Ужасающие сверхъестественные создания, населяющие бездну буддийского ада должны были своим образом вселять ужас в смертных грешников, так что, некоторые могут посчитать, что это своеобразные буддийские они.
Но с другой стороны, существа, на которые часто наступают статуи Шитенно - четырех божественных стражей - рассматриваются не как те, кто наказывает грешников, а как враги Закона Будды, - и они тоже напоминают они. Как бывает множество разных классов людей, так и среди они существует своеобразная иерархия: от мелких "работников" буддийского ада, наказывающих грешников до существ, с которыми борются Охранители Буддизма.
В широком смысле, к буддийским они относятся существа-людоеды, почерпнутые из индийской мифологии, яся (якша) и расэцу (ракшаса). Слово "якша" в литературе на санскрите и пали в основном выступает как синоним слову "дэва", божество, то есть "в возвышенном виде - это божество, в приниженном - демон".
Яся разделяют агрессивный аспект они : считается, что они высасывают людскую жизненную энергию и поглащают человеческую плоть. Такой образ, кажется, и переняли в Японии. Расэцу же - злые создания, пожирающие человеческую плоть и пьющие кровь. В буддийской мифологии, расэцу наказывают грешников в аду.
И яся, и расэцу подчиняются Бисямонтэну (Вайшраване), также известному как Тамонтэн.
Чуть более глубокое объяснение концепта якша помогает лучше понять и буддийское влияние на развитие характеристик и образа они. Концепт якша - не только предшественник концепта они, но и довольно популярные существа и в нынешней японской культуре - уже под названием яся. С ростом влияния буддизма, якша, которые появлялись еще в текстах вед, интегрировались и в буддийские тексты и искусство - в виде якша и якши - мужских и женских форм, уже ставших представлять образы плодородия, достатка - и часто оказывались украшениями ступ и входов в пещерные храмы. Могущественные божества из числа якши заняли и важное место в буддийском мироустройстве.
Лучший пример - это уже вышеупомянутый Вайшравана, или Бисямонтэн, один из Шитенно. В то время, как якша высокого ранга, такие как Вайшравана, перешли в разряд божеств, якши низкого ранга стали они, служащими Шитенно. Эти они получили название "дзяки". Как раз на них и наступают статуи Шитенно или Двенацати Дэв. Это в буддийской иконографии распространилось примерно в эпоху Хэйан, считалось, что они обладали властью над мелкими богами и демонами. Дэвы из индийского буддизма, относящиеся к божественной сфере, стали в основном пугающими гневными божествами с дихотомичной природой; считалось, что они приносят несчастья, но могут нести и благо (как, например, Семь богов счастья). Далее в разделе "Процветание" будет рассмотрена как раз эта сторона генеалогии они, и в том числе их роль как предвестников удачи. Так, историк Осуми Кадзуо пишет:
Буддийские священнослужители дали форму и образ этим невидимым созданиям и пояснили, что они и дзяки - существа, являющиеся противниками Будды. Священнослужители кроме того производили и ритуалы, изгоняющие они. Поскольку буддийский ад представлял себе развернутый и сложный концепт, стражами адской темницы тоже оказались они. В сознании японцев разнообразные виды они, такие, как мононокэ или икирё, по-настоящему существовали, а их активность несла угрозу жизням людей. Буддизм взял на себя роль религии, изгоняющей этих злокозненных созданий с помощью чтения сутр и молитв. Он оказался культурой, которая могла сделать незримое видимым, поскольку обладала такими методами, как переговоры и борьба с невидимыми врагами.
То, что описывает Осуми в этом фрагменте, верно не только в психологическом и духовном смысле, но, насколько мы можем заметить, в понимании образа - в его понимании с отправной точки формирования представления об они, буддизм можно буквально считать тем, что "сделало незримое видимым". Так, среди ужасных созданий буддийского бестиария, можно упомянуть и горьё:.
Если ссылаться на Хори Итиро, верования в горьё "вероятно, проистекали из древних верований в хито-гами, религии народной, с несколько шаманским оттенком, которые под влиянием буддизма, оммёдо и даосизма преобразовались в веру в отдельных злых духов покойных". Кульминационным моментом в развитии верований в горьё был случай с Сугаварой-но Митидзанэ (849-903), чиновника и ученого. Воистину, те, кто шел против воли императора, автоматически получал ярлык они, так что Сугавара-но Митидзанэ мог бы считаться их предводителем. Но случай с Сугаварой не только был ярким примером проявления веры в горьё, но и попросту является идеальным примером взаимосвязи между буддийскими божествами, синтоистскими ками и они.
Митидзанэ пал жертвой клеветника Фудзивары-но Токихиры, был снят с должности Правого Министра и управителя Кюсю. После того, как Митидзанэ умер в месте своего изгнания - на Кюсю - пошли слухи, что его озлобленный дух может отомстить своим врагам. Так, его мертвый дух стал называться Дайдзё-итокутэн, чьи подчиненные в лице ста шестидесяти тысяч злых духов (акусин) стали считаться причинами разнообразных стихийных бедствий. Они приняли облик конго: рикиси - божеств-охранителей: божеств грома, царей-они, якша и расэцу.
Есть легенда, в которой говорится о том, что Митидзанэ - уже в статусе Дайдзё-итокутэн - получил разрешение от самой Тэнтен и Тайсякутэна (аналоги Сарасвати и Индры) на то, чтобы он вызывал гром и молнии, поразившие императорский дворец в 903 году. Более того, император, считавшийся потомком богини солнца и обладавший статусом ками во плоти, был послан в буддийский ад, поскольку согрешил против Сугавары.
Влияние буддизма на японскую систему верований ясно просматривается в этой истории.
Считалось, что гнев Сугавары был усмирен только когда император пожаловал ему высокий придворный ранг посмертно, а вместе с ним и статус ками: в его честь возвели святилища. Вот так и переплетались синтоистские верования с буддийскими.
История Митидзанэ раскрывает это вместе со связью между ками и они, высказанной Комацу Кадзухико, на которого мы ссылались ранее. Согласно ей, озлобленные духи превращаются в ками, если им поклоняются люди. И верно: этот жуткий аспект ками - в особенности ками гневных и буйных - заслужил собой статус лазейки, с помощью которой можно сделать мир тише и лучше.
К трансформации они в ками мы вернемся позже, когда будем рассматривать молнию как один из атрибутов они.
Версия с точки зрения Оммёдо
Оммёдо - это эклектическая практика, корни которой можно обнаружить в дуальной теории инь и янь и пяти элементов (метал, дерево, вода, огонь, земля). К этим древнекитайским истокам оммёдо можно добавить и буддийскую астрологию (Сукуё:кё: или Сюяоцзин), а также исконно японские верования в ками. Как было упомянуто ранее, Комацу Кадзухико объясняет, что в ранней доктрине оммёдо слово "они" обозначало именно невидимых злых духов, которые вызывали дряхлость, слабость и болезни людей. Важно отметить, что каждая из описанных нами версий появления они, будь то японская, китайская, буддийская или с точки зрения оммёдо, незримость - это доминирующая черта они на ранней стадии развития концепта.
Нечто незримое, но способное вызвать слабость или болезнь, поскольку невозможно подготовиться к защите от этого. Можно было только наблюдать, как кто-то падает с ног от слабости и страха перед неизвестным.
В эпоху Хэйан вера в то, что они - нечто реально существующее - достигла своего апогея. Но в течение самой эпохи Хэйан период Энги-Тэнряку (901-947) считался тем временем, когда оммёдо процветало и производило на свет изумительных мастеров этого искусства. Придворные оммёдзи, такие, как знаменитый Абэ-но Сэймэй (921 - 1005), работали на правительственное министерства и занимались вопросами астрономии, астрологии и предсказаний.
Но период Энги-Тэнряку был еще и переходным периодом, когда придорные оммёдзи стали личными консультантами в высокопоставленных кланах. Если быть точнее, когда потомки северных Фудзивара стали кампаку, придворные оммёдзи стали предоставлять свои услуги исключительно им. Считалось, что в этот период оммёдзи могли использовать магию, а некоторые даже могли видеть и создавать они. Все тот же Комацу Кадзухико пишет, что основой такой магии считалось использование сил сикигами, или невидимых духов. Используя сикигами, оммёдзи - как считалось - могли активно участвовать в жизни аристократов.
Оммёдзи, или предсказатели инь-янь, пользовались своими силами по приказу своих патронов - и часто против их политических оппонентов. Важно заметить, что Танака Такако высказывает догадку, что именно сикигами, брошенные под мостом - в особенности под мостом Модорибаси в Столице - и стали теми они, что начали потом нападать на город.
Экспрессивные и динамичные, они из легенд и сказок распространились по всем сторонам света, добравшись в каждый уголок Японии. Они появлялись где угодно - чем и занимались. Их видели по всей столице, даже в Императорском Дворце, нарушающими "мир и покой" обыденной жизни, сеющими страх и приносящими беды. Воистину, они внушали в людей страх и трепет, и казались людям чем-то существующим в действительности.
Однако современные они, несмотря на их продолжительную эволюцию и трансформацию, все еще сохраняют множество черт характеристик средневековых они.
Они: этимология и происхождение понятия. 2/2
продолжение этого поста
из книги Noriko T. Reider - Japanese Demon Lore: Oni from the ancient time to the present
читать дальше
из книги Noriko T. Reider - Japanese Demon Lore: Oni from the ancient time to the present
читать дальше