Про несколько пьес кабуки я уже делал посты, а вот про театр Но еще не писал
так что пора исправляться)
История и истокиВ период Нара (710-794), из Китая была заимствована новинка в сфере театральных представлений - сангаку. Состояли сангаку из
акробатических и музыкальных номеров, выступлений кукловодов, жонглеров, фокусников, исполнителей небольших комических
сценок, рассказов и танцев. Это повлекло за собой развитие уже иного феномена - саругаку, возникшего в 10-11 веке.
К концу 12 века появились профессиональные группы артистов саругаку, которые выступали на территории храмов во время буддийских и
синтоистских праздников. Наиболее богатые монастыри и храмы имели собственные труппы, именовавшиеся так же, как все ремесленные
цехи — "дза". Специализация актёров в этих труппах способствовала развитию отдельных видов японского традиционного театр. искусства;
из комических сценок постепенно сформировался кёгэн, а из исполнения музыкальных и танцевальных номеров к середине 13 века сложился
особый вид муз. представления, из которого в дальнейшем развился театр Но. Поэтому в периоды Хэйан и Камакура но назывался "саругаку"
или "саругаку но".
Куниёши. Январь 1855
Уэсуги Кеншин участвует в представлении саругаку на горе Сайдзё во время кампании на Каванакадзимечитать дальше
Не совсем понятно, когда впервые было использовано слово но, но еще издавна этим самым словом назывались все виды
театральных представлений. С периода Намбокутё до самого периода Муромати, понятие но дробилось на два типа - саругаку но
и денгаку но. Саругаку но основывалось в большей мере на подражающих, миметических движениях, в то время, как денгаку но
больше тяготел к символизму. Денгаку но было популярно среди аристократии, и такие представления часто давались в столице,
а саругаку но получило распространение в таких областях, как Оми, Тамба, Исэ.
В то время артисты саругаку и денгаку стали объединяться в труппы, называемые Саругаку-дза и Денгаку-дза. В каждой такой труппе
был лидер, который исполнял обязанности организатора представлений. Так, в провинции Ямато появилось четыре самые крупные
труппы: Юсаки-дза, Сакадо-дза, Тоби-дза и Энмаи-дза. Эти четыре труппы стали старейшими школами искусства но и существуют
и по сей день под названиями Канзэ, Конго:, Хо:сё и Компару.
Каждая из этих групп отчаянно желала быть признанной лучшей в столице. Для этого они собирались на некое подобие турнира по
театральному искусству - тачиаи но. Тот, кто был признан победителем, мог бы диктовать моду и правила развития искусства.
Основатель труппы Юзаки-дза, Канами, ввел форму повествовательного танца в саругаку, и назвал его кусэмаи. Он был первым, кто
ввел в но такой вид танца. Канами создал известные пьесы Сотоба Комати и Дзинен Кодзи.
Сын Канами, Зеами, унаследовал труппу от своего отца и привнес в но некоторые новшества. В период Муромати, при поддержке сёгуна
Асикаги Ёшимицу и Нидзё Мотоэ, Зеами получил возможность создать свой собственный вид театрального искусства, заимствуя техники у
своих соперников. Именно в то время Зеами развил понятие югэн, "таинственная красота", согласно которому он написал многие свои муген но,
в том числе и свой шедевр Идзуцу. Всего Зеами написал более 50 пьес, некоторые из которых до сих пор ставятся на сцене.
После смерти Зеами, его племянник, Онами, взял управление труппой на себя и продолжил развивать и реформировать театр, даже когда
столица была в руинах во время Войн Онин. Поскольку войны дальше случались все чаще, но стал важной частью развлечение многих
полководцев. Так, например, Тоётоми Хидэёши, очень интересовался но и даже заказывал пьесы про себя.
Но продолжал развиваться под покровительством Токугава Бакуфу. Второй сёгун династии Токугава, Хидэтада, издал закон, согласно
которому но и кёгэн стали официальными видами искусства, признанными сёгунатом, и четыре труппы саругаку из Ямато, заодно с
недавно сформированной труппой Кита, получили статус официально признанных театральных трупп. С тех пор театр но набирал
популярность и в народе.
После падения Токугава Бакуфу, театр но оказался в кризисном положении. В период Мейдзи (1868-1912), с образованием нового
правительства и переустройством индустриальной системы, Япония вернулась и к интересу к развлечению для простых граждан.
Вот и но претерпел некоторые изменения - но и кёгэн слились в ногаку, и стали ставиться на сценах под открытым небом. В недавнее
время распространилось и отдельное исполнение песен и танцев из пьес но - утаи и шимаи.