Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
17:59 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
У меня было уже несколько постов про богиню Бэнтен, но мне все еще мало
Поэтому перевожу еще кусок отсюда
Посты про Бэнтен: первый, второй, третий и четвертый

Поскольку шикарный FAQ по Бэнтен занимает монструозный формат, я разобью его еще на несколько постов
И, пожалуй, заведу отдельный тег :3



Начну с простейшего. Имен, под которыми богиня фигурирует, и вариаций их написания: Бэнтен (弁天), Бэндзайтен (弁才天/ 弁財天) , Бионтен/ Мионтен (美音天), Мё:-он Тен (妙音天), Дайбэндзайтен (大弁才天), Дайбен Кудокутен (大辯功徳天).

Про то, что она Бэнтен - одно из Семи Божеств Счастья, известно всем. Отвечает она за особую закрепленную за ней добродетель - добродушие/ мягкосердечность. Она одна из тэнбу, соответствующих индуистским дэва. Также она принадлежит к 28 защитникам Тысячерукой Каннон. Бэнтен - старшая сестра Энма-тен, владыки мира мертвых. Также она считается наложницей, супругой или женской ипостасью Бонтэна и/или Мондзю. Ее воплощения из животного мира - это дракон, змея, черепаха, лисица.










Коротко о божестве

Водное божество Бэнтен - одно из самых сложных и синкретичных в Японии. Многие века оно сливалось или частично совпадало с другими божествами из индуистского, буддистского и синтоистского пантеоне. Поклонение Бэнтен широко распространено среди буддийских эзотерических ответвлений, синтоистских сект и сторонников сюгэндо:.
Бэнтен многолика: она предстает то как красавица с лютней-бива, то как восьмирукое воинственное и вооруженное до зубов божество, то и вовсе как монструозная трехголовая змея - ипостась Аматэрасу. Инкарнации и божественные посланники Бэнтен - змеи и драконы. Каждое из связанных с Бэнтен созданий также ассоциируется с водой и сакральным драгоценным камнем, исполняющим желание.
В наши дни Бэнтен - одно из самых популярных в Японии божеств. Она по-прежнему служит музой для художников, ей все так же поклоняются фермеры, надеющиеся на обильный урожай. А главное - она единственная дама среди Семи Богов Счастья.
Про зарождение культа Бэнтен в Японии я уже писал в самых первых постах. Поэтому дальше речь пойдет о тех аспектах культа Бэнтен, которые я еще не освещал



Мантра и эзотерические символы



Эзотерические символы Бэнтен - "са" и "со".
Мантры данного божества:

🌟 おん さらさばていえい そわか - Он Сарасабатэиэи Совака
🌟 おん そらそばていえい そわか - Он Сорасобатэиэи Совака

Истоки и эволюция

Санскритский термин "Сарасвати", как я уже писал в старом посте, соотносится и с именем богини, и с названием священной реки из ведической мифологии. Будучи и персонификацией той священной реки, и воды в общем, Сарасвати, таким образом, стала покровительницей всего, что имеет свойство течь и циркулировать. Например, музыки, поэзии, письменности, учения, мудрости и актерских искусств. В монументальном индуистском тексте Ригведа (5 век до н э) Сарасвати описывается как лучшая из богинь, "поющая все сладчайшие песни и вдохновляющая на любезные мысли". И так, в Индии культ Сарасвати был тесно связан с ведическими ритуалами, музыкой и поэзией задолго до того, как это божество было завезено в Китай около 4 века нашей эры.
Каким-то образом культ Сарасвати пришел и в Японию около 7-8 века. Так богиня вошла в буддийский пантеон Японии - восьмирукой вооруженной заступницы, описанной в Сутре Золотого Сияния.



Древнейшая из известных статуй такой восьмирукой Бэндзайтен из глины относится к 754 году нашей эры. Однако, более формально божество было введено в религиозное течение Миккё: (密教, эзотерический буддизм) в начале 9 века, уже в большей мере в ипостаси богини музыки, какой она была изображена в эзотерической мандале Тайдзо:кай - двурукой красавицей, играющей на лютне.


До 12 века индуистские корни культа Бэндзайтен в качестве индуистской богини, как правило, игнорировались в Японии. Однако где-то в течение 11-12 века богиню начали ассоциировать с божеством Угадзин (синтоистский ками с телом змея и головой человека, покровительствующий воде, сельскому хозяйству и удаче). Как только это произошло, свершилась и вторичная привязка образа Бэндзайтен с водой. С тех пор богиня стала безмерно почитаема.
К 12-13 векам она стала и объектом индивидуального культа, связанного с буддийскими эзотерическими ритуалами. Со временем ее воинственный образ (ему поклонялись самураи, молившиеся за успех на поле боя) отошел на второй план, затененный доминированием образа с мандалы. Даже сейчас Бэндзайтен в образе красавицы, играющей на бива, является наиболее распространенным и общепринятым в Японии - в том числе и в концепте культа Семи Божеств Счастья.
Как только культ Бэндзайтен стал снова ассоциироваться с водной стихией, ее статус возрос до покровительницы "всего, что течет и циркулирует" - музыки,искусства, дискурса, актерских искусств. Кроме этого, Бэнтен молили о конце засухи и богатом урожае. Ее святилища всегда устраивали неподалеку от водоемов - на морском побережье, по берегам рек, озер и прудов, а ее посланниками и инкарнациями стали считать змей и драконов.
Фактически, существа, повелевавшие водами, крайне тесно ассоциировались в Японии с Бэнтен. В эпоху Камакура богиню стали изображать и обнаженной, однако такие статуи были большой редкостью, а во время религиозных церемоний их облачали в пышные наряды. В эпоху Муромати изменилось написание имени богини: "дзай" (才, дар/ талант/ гений) стал записываться как 財 (имущество/ богатство): Бэндзайтен стала одним из Семи Божеств Счастья предположительно в это же время.
Когда концепт богатства и удачи добавился к более ранним сферам покровительства Бэнтен, ее популярность среди народа увеличилась в разы. Она даже внезапно слилась с богиней Китидзётэн (аналог индуистской Лакшми), традиционной буддийской богини богатства и красоты, затмив ее культ. Даже в наши дни этих двух богинь постоянно путают.


В Синто, Сюгэндл и Эзотерическом Буддизме Бэндзайтен изначально (11-12 века) ассоциировалась с туманно описанным местячковым божеством в образе змея, известным как Угадзин. Будучи ками-покровителем водной стихии, продуктов питания и удачи, Угадзин, вероятно, родился из японских верований в ранних божеств, связанных с продуктами питания, упомянутыми в мифах о рождении мира. Например, истоком появления культа Угадзина могла быть вера в божество Уга-но Митама, ками-покровителя злаковых и пищи, манифестирующего себя как душа рисовых зерен, а также часто рассматриваемого как ипостась Инари.
Связь Бэндзайтен и Угаджина - одна из главных причин долгой популярность Бэнтен в Японии. В изобразительном искусстве одной из наиболее популярных и по сей день форм манифестации Бэндзайтен является Уга Бэндзайтен, часто изображаемая увенчанной фигуркой Угадзина. Ворота-тории также часто выступают в качестве божественного венца Бэнтен. Оба этих атрибута должны были как бы закрепить за богиней статус японского ками (а иногда даже ипостась Инари).




В 12 и 13 веках Бэндзайтен, кроме всего прочего, слилась с Дакинидтен, демонической и кровожадной индуистской богини, прижившейся в буддийском пантеоне. Божественная Дакинитен, как бы в противоположность демонической, в японском искусстве чаще всего изображается верхом на белой лисице, с мечом и драгоценным камнем, исполняющим желание в руках. Если лисицы на изображении богини нет, она выглядит абсолютно так же, как и Дайбэндзайтен (еще одна инкарнация Бэнтен - с мечом и драгоценным камнем в руках). Лисица, в общем-то, единственный атрибут, по которому можно различить двух богинь на изображении. Дакинитен тесно ассоциируется с культом Инари и Дайкокутена.


Чуть позже и Бэнтен, и Дакинитен были приняты в пантеон секты Сюгэндо, влившись в фантастически синкретичную Мандалу Небесной Реки, на которой Бэнтен изображалась как монструозная трехголовая змея с человеческим телом и десятью руками. Вокруг нее располагались Дакинитен, Инари, Пятнадцать Отроков, иные божества, белые лисицы, белые змеи и драгоценные камни, исполняющие желания. Такая мандала должна была привлечь обильный урожай и удачу. Однако такая форма изображения Бэнтен не получила широкого распространения.


Примерно к концу 14 века Бэндзайтен начала появляться и в других эзотерических конфигурациях - в том числе и в связи с Бисямонтеном и Дайкокутеном. В скульптуре и изобразительном искусстве эта триада божеств стала триединством, слившись в трехголовое божество, известное как Санмэн Дайкокутен. Все три божества - кстати - были введены в японский пантеон изначально как боги-охранители страны. Всем троим поклонялись отдельно, все трое входили в число Семи Божеств Счастья. Более того, у всех из них имеются общие ассоциативные и коннотативные образы.


Где-то в тот же период времени появилась иная трехголовая ипостась Бэндзайтен. Называлась она Санмэн Дакинитен, и "состояла" из Бэндзайтен, Дакинитен и Канкитен (божество с головой слона). Что было причиной такого синкретизма? Трудно сказать, но в 14-15 веке эзотерические буддийские секты Сингон и Тэндай, а вместе с ними и шесть ортодоксальных школ из Нары, яростно боролись за паству, не только друг с другом, но и с недавно появившимися школами 13 века - времен Камакурской реформации - сектой Чистой Земли, Дзэнским учением и сектой Нитирэн. Эти более поздние религиозные ответвления выступали за более простые и чистые верования, в противовес сложным учениям и малопонятным ритуалам, популяризированным при Дворе и в монастырях. Чтобы как-то адаптироваться, традиционные японские секты точно так же пытались всеми силами "конвертировать" популярные божества в свой формат, чтобы привлечь новых последователей. Например, ныне известные всем Семь Богов Счастья появились как концепт именно в 15 веке.


Популярность культа Бэндзайтен резко возросла до невообразимого масштаба в эпоху Эдо, когда поклоняться ей начали торговцы и горожане, гейши и люди искусства, а вместе с ними - даже игроки и якудза. Если сначала ее роль сместилась от божества воды и хорошего урожая к божеству музыки и искусств, то теперь ее стали ассоциировать с богатством и достатком. Кроме того, популярности богине добавили и ассоциации с многочисленными широко известными ками - например, тремя богинями воды Мунаката, Ицукусима-химэ.
Когда правительство насильственно разделило Синто и Буддизм во второй половине 19 века, сторонники Синто настаивали на связи Бэнтен с древними ками, что позволило им и дальше поклоняться квази-буддийской Бэндзайтен и ее синтоистскими манифестациями. Но, даже при таком раскладе, многие святилиза Бэндзайтен были упразднены или же заменены исключительно синтоистскими.
После Второй Мировой войны Бэндзйтен торжественно вернулась во многие ее прежние святилища и храмы.


В данный момент культ Бэнтен все еще имеет много последователей. Посвященные ей храмы и святилища можно найти в каждом уголке Японии. Ее почитают музыканты, художники, скульпторы, искатели...даже ревнивицы! В основном ее почитают в синтоистских святилищах, а не буддийских храмах.
Бэнтен можно назвать настоящим символом переплетения японских ками с буддийскими божествами. Такое переплетение, кстати, называется Синбуцу Сю:го: (神仏習合, досл. синкретизм ками и будд), или Хондзи Суидзяку (本地垂迹, досл. изначальные манифестации и инкарнации). Только вот, по-хорошему, Бэнтен скорее уж была порождена матрицей синтоизма, буддизма и индуизма.

@темы: kamigami, benzaiten, мое бездарное

URL
Комментарии
2016-07-14 в 19:02 

Ela
Классный пост, с удовольствием прочитаю остальные.
А еще Бентен-сама отвечает за сортиры. Причем именно в качетсве одного из семи божеств счастья. И про это даже очень милая сказочка есть - как именно она дошла до жизни такой! )))

2016-07-14 в 19:39 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
Ela, спасибо большое))
XD вот этого я не знал. не заделитесь сказочкй, пожалуйста? :heart:

URL
2016-07-14 в 19:57 

Ela
C удовольствием, но немного позже либо завтра - сейчас должны вот-вот прийти гости, я просто не успею.

2016-07-14 в 20:47 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
Ela, спасибо большое)
приятного вечера! (*´ω`*)

URL
2016-07-14 в 23:42 

Ela
Если вкратце, то легенда гласит, что когда люди уже более или менее научились строить дома, но еще не очень понимали, что и как там обустроить, боги счастья и удачи собрались на совет. Они решили научить людей нормально пользоваться домом и поделили как сферы влияния разные помещения - кто будет отвечать за спальню, кто за кухню, и т.д. А поскольку единственная женщина в этой компании Бентен слишком долго наряжалась перед сборищем, то она на него опоздала, и все прочие помещения уже расхватали. На ее долю остались только сортиры, ну что уж тут поделать. Так что она стала учить людей мыть сортиры, обещая тем, кто хорошо это делает, здоровых и красиых детей, что вполне логично: при чистых сортирах меньше инфекций, а значит, дети будут точно здоровее )))

2016-07-15 в 00:49 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
Ela, :lol: черт, это просто эпик и очередная победа японского сексизма
спасибо огромное!

URL
2016-07-15 в 02:54 

zanmetsu
Спасибо :)

2016-07-15 в 13:50 

ahotora
Ничто так не портит характер, как высшее образование
ты что, грабишь Джапанез годс? или твой источник грабит?:-D

2016-07-15 в 13:53 

ahotora
Ничто так не портит характер, как высшее образование
тьфу, посмотрела в эпиграф - таки грабишь:lol:
слушай, ты хоть все подряд оттуда переводи, если уже взялся, там очешуительный подбор матчасти

2016-07-15 в 21:48 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
ahotora, :lol: так и хочу всю статью про Бэнтен перевести, за исключением нескольких абзацей
и про Бисямонтена хочу :-D

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

薔薇餓鬼乙女の日記

главная