00:27 

oni-fukucho
Kyodai, your kansai is protruding
Кин Ри как-то показал мне кусок шикарного нихонмоно с драмой и красотой про сиамского правителя и японского самурая
самурая звали Ямада Нагамаса (山田長政). и только сегодня я пнул себя что-то покопать о нем, бгг



Честно, когда я начал гуглить про него, ожидал бисенена, как подали в Такарадзуке. Увы, как всегда, мимо.
Родился в 1590, умер в 1630 году. Известен еще под именем Нидзаэмон (仁左衛門).
Родился он в городе Сунпу в провинции Цуруга, но есть теория, что он родом из Исэ или Овари. В хане Нумадзу он нес службу дайме Окубо Тадаскэ, и был носильщиком паланкина. А потом, в 1612 году каким-то образом оказался в Нагасаки и уплыл на одном из судов в Сиам, в поисках лучшей жизни. Вскоре он присоединился к крупнейшему отряду японских наемников, которым руководил Цуда Матадзаэмон (津田又左衛門). С наемниками он прибыл в тайское королевство Аюттхая, где они основали небольшое японское поселение. Вероятно, за границу Ямада попал, поскольку в какой-то момент своей жизни занялся иностранной торговлей. А может, ему просто захотелось острых ощущений, кто знает.
По легенде, через какое-то время он выслужился и получил в жены местную принцессу и стал чиновником при местном короле. Однако этому нет исторического документального подтверждения.
С 1617 года и до своей смерти в 1630, Ямада был главой японского поселения, которое на тайском языке называлось "Бан-Йипун". Это поселение находилось неподалеку от столицы королевства, Аюттхая, и население его составляло около тысячи человек. Главу поселения утверждали на должность местные, тайские власти. Жители Бан-Йипун были торговцами, беглыми христианами, скрывавшимися от преследования и ронинами, лишившимися места службы после битвы при Секигахаре и осады Осаки 1614-1615 годов. Вскоре туда же приселились и выжившие во время Шимабарского восстания.

"Со времен правления под девизом Гэнъна (1615-1624) и до последних лет правления под девизом Канъэй (1624-1644), ронины и самураи, потерявшие своих господ после поражения при осаде Осаки (1614 -1615) и произошедшей еще раньше битве при Секигахаре (1600), равно как и потерпевшие поражения во время Шимабарского восстания христиане, отправились на переселение в Сиам в великом множестве." - было сказано в книге "Сэнракоку Фудо-гунки" (17 век). Здесь взят перевод цитаты из нее, цитата - за авторством Учиды Гинзо.

Кажется, христиан были сотни, если верить описанию падре Антонио Франциско Кардима, который в 1627 году проводил службу для четырехсот японских христиан в городе Аюттхая.
В Бан-Йипун процветала торговля, особенно экспорт оленьей шкуры в Японию, и импорт японского серебра и различных товаров, включая мечи, лаковую посуду, высококачественную бумагу. Голландцы, посещавшие Сиам, отмечали, что японцы так хорошо вели свои дела, что могли переплюнуть Голландскую Восточно-индийскую Компанию (Vereenigde Oost-Indische Compagnie). Кроме того, Бан-Йипун была еще и местом, где собирались военные наемники.


Вероятно, Ямада примерно с 1620 года занимался по сути пиратскими набегами: атаковал и грабил голландские корабли недалеко от Батавии (нынешняя Джакарта). Есть даже легенды о том, что Ямада спрятал свои сокровища где-то на восточном побережье Австралии, но маловероятно, что он вообще мог добраться так далеко: торговых маршрутов в той области не было.
Но позже он переключился на другую деятельность. Бан-Йипун правители Аюттхаи высоко ценили за то, что там можно было набрать неплохих наемников. Собственно, даже был организован особый орган управления: "Кром аса йипун" - Ведомство по делам японских наемников.


В течение 15 лет Ямада ухитрился пройти путь по карьерной лестнице от низкого ранга тайского дворянства (кхун) до довольно высокого (ок-я), и его титул в итоге звучал гордо: "Ок-я Сенапхимук". Сначала он стал главой японской колонии, и на этой должности поддержал короля Сонгтхама в его военных кампаниях. Так он стал во главе армии японских наемников, под японским же флагом. Сражался он хорошо, и в конце-концов получил в управление местность Лигор (ныне - Накхон Си Таммарат) на южном полуострове - в 1630 году, и с ним туда отправилось три сотни самураев.


Проведя более 12 лет в Сиаме, Ямада отправился обратно в Японию в 1624 году, на борту одного из собственных кораблей. Прибыв в Нагасаки, он сбыл груз сиамской оленьей шкуры. Он остался в Японии на три года, надеясь получить право на международную торговлю с Сиамом, и в итоге уехал обратно в Сиам в 1627 году, получив лишь скромный статус владельца иностранного судна.
В 1626 году Ямада преподнес в дар одному храму в своем родном городе в Сидзуоке рисунок со своим военным кораблем. Рисунок был утрачен во время пожара, но его копия сохранилась. На нем нарисован корабль с западными корабельными снастями, 18 пушками и моряками в самурайских доспехах.
В 1628 году один из кораблей Ямады стал возить рис из Аюттхаи в Малакку, где был арестован голландским военным судном, осаждавшим город. Но корабль отпустили, как только узнали о том, кем был его владелец: голландцы были осведомлены о том, что Ямаду очень уважает король Сиама, и они не решились вступать в дипломатический конфликт. Кроме того, сами голландцы ценили Ямаду как поставщика оленьих шкур, поэтому они предложили ему торговать еще и с Батавией.


В 1629 году Ямада вместе с делегацией от короля Сонгхтама посетил Японию. Вскоре он вернулся назад в Сиам, но был вовлечен в борьбу за наследование престола после смерти короля. Он был ранен в бою в 1630 году, и вскоре, вероятно, был отравлен через рану - что и привело к его смерти.
После смерти Ямады новый король и узурпатор Прасат Тонг послал армию в четыре тысячи человек разрушить японское поселение в Аюттхае. Многие японцы успели бежать в Кхмерское королевство. Вскоре, в 1633 году, около трех-четырех сотен человек, вернувшихся из Индокитая, заново основали поселение в Аюттхае. С 1634 года сёгун, узнав об этих несчастьях, отказал Сиаму в дальнейшем праве торговать с Японией.
Король Сиама страстно желал возобновить торговлю, и даже послал в 1636 году посольство в Японию, но сёгун его послов не принял , таким образом полностью положив конец дипломатическим отношениям между Японией и Сиамом. К слову, там и период Сакоку начался - японский железный занавес...

Про Ямаду есть два фильма - новый тупой и старый шикарный. Но старый шикарный я пока даже не рыл, хотя мне уже нравится легкий налет гомогейства, который там имеется.


собственно, портрет. стремноватый дядька


в Амбициях Нобунаги, как всегда, все прекрасны


олдовая манга, вестимо


статуя в городе Отани (там -как раз то место, где по идее родился Ямада)

из старого фильма 「山田長政 王者の剣」1959 (Ямада Нагамаса - меч короля)







@темы: edo, rekishi, sengoku jidai, мое бездарное

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

薔薇餓鬼乙女の日記

главная