Kyodai, your kansai is protruding
решил частично перевести пространную статейку одной дамы отсюда тут
тема - весьма щекотливая, "Выявление и сокрытие гендерной самоидентификации в японской поп-культуре"
засветились там и роза версаля, и манга ооку, и кабуки, и такарадзука, и аниме с трапами
местами - достаточно интересно, если отсечь всякие феминистские загоны) поэтому в итоге я решил просто перепилить три поста авторши, да простит она меня, дополнить их и добавить более современных примеров со своими мыслями на этот повод.

читать дальше
Смена пола персонажа - частая тема в манге и аниме. Полно примеров и традиционного кроссдрессинга во имя высоких целей, и проблем с гендерной самоидентификацией, и просто трапов ради разнообразия сюжета. Но в любом случае, в этой теме в японской современной (да и не очень) культуре сложились определенные правила и каноны. Так в чем же дело? Почему японцы так любят тему с размытием гендерной идентификации или полной сменой гендерных ролей? Отличается ли женский персонаж-кроссдрессер от мужского персонажа-кроссдрессера? Попробуем дать на это ответы.

Эссе, из которого я буду тащить некоторые мысли, состоит из четырех частей. Так что если все не уложится в один пост - продолжу в следующих
Для начала, автор приводила некоторые термины и проблемы, связанные с размытием гендерного самоопределения. Потом она говорила о японской театральной традиции, сосредоточившись на кабуки и Такарадзуке, потом - говорила о современной японской поп-культуре. В следующей части она писала о том, как тема кросс-дрессинга покрыта в кино, в основном в комедиях. И в итоге она писала о сокрытии пола в аниме и манге.
Суперпозиционность пола

Всем известна история с котом Шрёдингера и удивительным состоянием одновременной смерти и жизни. Как соотносится квантовая физика с гендерной идентификацией? Как оказывается, прямо. Ведь размытие четкого восприятия половой принадлежности - та же двойственность и парадоксальность, что возникает в ответе на вопрос "жив или мертв этот чертов кот в коробке с ядом?". Как-то так. Вот и возникает удивительное понятие "пол Шрёдингера". Звучит глупо, но оставлю право сыпать туповатыми терминами за автором эссе. Ведь обоснуй она приводит.
Итак, есть у нас понятие пола. Физическое и психологическое. Физическое - опять же двойственно. Есть тело, которое можно скрыть одеждой, изменить, - обмануть им окружающих. При желании и хорошем гриме мать родная не узнает, верно? А есть психологическое - удивительная штука. Тот пол, который у нас в голове. Или то, как мы ведем себя. Есть качества, приписанные умными людьми к чисто женским или чисто мужским. Но умные люди не напоминают, что у всех нас представлены и те, и другие. И часто настолько равномерно распределенные, что превалирующую маскулинность или фемининность характера индивида откровенно не выделить. Вот и получается, что в нас одновременно есть и те, и другие.
Тем и объясняются чудеса находчивости некоторых трапов. Вспомнить только того китайского шпиона, который притворялся женщиной, завел роман с европейским дипломатом, а через годы шантажировал его, утверждая, что родил от него ребенка?

Гендерные роли закладываются еще в раннем детстве и играют в жизни важную роль. Но в экстремальной ситуации любой в состоянии сыграть другую роль. Каждая культура налагает на людей отпечатки, внушает им те или иные представление о должном поведении. Но в наши дни забывают о старинных традициях - как мальчиков когда-то в раннем детстве одевали в женскую одежду и не стригли им волосы. Это ломало людям жизни? Вот уж не всегда.
Трудности перевода

таблица гендерных меньшинств из манги Otoko ni naritai!
Различия в языках тоже способствуют различиям в восприятии гендерной идентификации. Слова по-разному разделяются на роды, верно? Стоит вспомнить, что девочка в немецком языке - создание среднего рода. Но не суть. В японском языке традиционно различается то, как грамматически и стилистически строят свою речь мужчины и женщины. Поэтому как только мы слышим, или читаем, что тян говорит "боку ва", у нас зарождаются опасения на счет того, тян ли она на самом деле.
Далеко не надо ходить. Урусибара Рука. На вид - милая, застенчивая мико с тоненьким голоском. Одевается как девочка, ведет себя как девочка. Однако It`s a trap и подарок для любителей запущенного сюжета. Рука всегда говорит о себе "боку ва", то есть в мужском роде, даже на сторимоде, где он уже девочка. Поскольку Steins gate - произведение об искривлении времени, вероятностных вселенных и всем в этом роде, линия Руки строится вокруг того, что у него серьезные проблемы и с самоидентификацией. На линиях реальности, где он девочка - он уже Рукако, и проблем с этим не испытывает. Как-то так.

Есть сюжетные трапы не драмы ради, а ради смеха. Как в Ixion saga, гдепрекрасная принцесса служанка принцессы, которая по идее должна быть дамой сердца героя, оказывается ...футанари там оказывается, в общем. Причем несчастный герой при этом успевает с ней переспать и проснуться, ощущая на ее нежных щечках свежую щетину 

Вспоминая пример с Рукой, становится ясно, как сильно давление общества в бинарной оппозиции при самоопределении. Он мальчик, но из-за своей внешности оказывается задавленным стереотипами до такой степени, что соглашается и носить мини, и вешаться на Окабэ, считая это невинными чувствами к нему. В ту же топку стереотипные определения вроде "йозовенький - это для девочек, голубенький - для мальчиков". Связывать цвет с полом - это вообще та еще дурость. Общественные стереотипы сильны и давят на людей, намекая, что мужчине юбку носить - позорище. Ну что ж, расскажите это шотландцам.
В Японии, кажется, гендерные коннотации с цветом и одеждой чуть полегче, чем в Европе. Но страна шовинистская, поэтому не берусь утверждать с полной уверенностью.
Во времена, когда гендерные роли крепче всего были связаны с внешним видом человека, проще всего было и занять иную роль, изменив свой внешний вид. Точно так же происходит и в обществе, где роль связана с внешностью. Например, одел мундир - и никто тебя девочкой не назовет, и не догадается проверить даже. Вспоминаем Мулан, Гусарскую балладу и Розу Версаля
Ярко это просматривается в историях вроде "Торикэбая" - мальчик с детства ведет себя как девочка, а девочка - как мальчик. Во избежания позора на свою седую голову, отец меняет их местами, переодевает и все счастливы. Кстати, показательно то, что на определенный момент оба героя прозревают и обретают себя, понимая, что их физический пол совпадает с психологическим... Пожалуй, такова была мораль эпохи Хэйан. Если тогда вообще какая-то мораль была

Наверное, все, кто читал "Исповедь маски" Мисимы, помнят момент, когда он в детстве увидел в книжке картинку с рыцарем-бисёненом и буквально влюбился в него. И как был удивлен, что рыцарь оказался девушкой по имени Жанна Д` Арк. Удивительное разочарование, но показательное. Разум ребенка, привыкшего к четкой градации гендерных ролей, оказался не готов к тому, что рыцарь вообще может быть женщиной. Да и надо признаться, Мисима всю книгу толкал мысль, что на женщин еще и не дрочится

Размытость гендерной идентификации ярче всего представлена в театре. Ведь именно там актерам положено примеривать самые разнообразные маски. Автор эссе, ссылку на которое я положил выше, берет как примеры типичного в японской культуре направленного и намеренного кроссдрессинга во имя эстетики и театральной условности, - кабуки и Такарадзуку. Достаточно иллюстративно, не могу не согласиться.

Автор толкает пространные объяснения на тему того, что в Европе - отклонение от нормы, то в Японии - нормальное дело. Дескать, четкой бинарной оппозиции пола в Японии попросту не было: вон и монахи себе в постель чиго тащили, и самураи с косё развлекались. На этом месте мне захотелось дать автору по голове, но я просто напишу об этом чуть-чуть по другому.
Монахи тащили в постель чиго - но и не гнушались содержать тайных наложниц, самураи развлекались с косё - но это не мешало им заводить кучу жен и любовниц и благополучно плодиться. Словом, за исключением тех периодов, когда однополые контакты были запрещены законом, это просто не было чем-то зазорным и морально уродливым. Хочешь - еби хоть собаку, дело вкуса. Привет Хаккэндену, прости сёгун Цунаёши
Индустрия секс-развлечений требует разнообразия и адаптивности. Так что были - ойран - были и кагема. Хотя последних, если уж говорить по правде, было заметно меньше.
Я уже говорил о том, что даже несмотря на то, что клиенты шли обслуживаться к мальчикам, а монахи ебали послушников, уке, как правило, внешне наделялись всеми фемининными атрибутами, а по достижению зрелого возраста вообще переставали сношаться с мужчинами. Как правило, снова же. Кому хотелось сношаться - милости просим Так что в очередной раз повторюсь, тут скорее уж открытая бисексуальность с латентным толчком в сторону превалирования гетеро, если уж вешать какие-то ярлыки.

Но отойдем от темы проституции и вернемся к театру.
Часто говорят, что оннагата появились потому, что девицы в театре тут же начинали торговать собой, а мужчины в этом плане были поприличнее. Не могу судить, могу только сказать, что Япония - не единственная страна, где женщины на сцене не играли. В традиционном шекспировском театре на сцене были только мужчины, в древней Греции - тем более.
Оннагатам ставили в заслугу то, что многие из них на сцене показывали женщин, более изящных и женственных, чем настоящие дамы. Но здесь подчеркивается не то, что актеры совсем уж потеряли свои маскулинные черты. Просто они ПОТРЯСАЮЩЕ ИГРАЛИ.
На множестве укиё-э разных времен, если вы видите какую-то красавицу, велика вероятность, что там изображен просто актер в ее роли, а не настоящая женщина.
Да, бытует мнение, что многие исполнители женских ролей в прошлом частенько приторговывали и своим телом. Но и тут следует внести поправку. По сути дела в стереотипном мышлении рядового японца "выглядит как женщина" автоматически приравнивается к "женщина". Поэтому многие не гнушались стать покровителем какого-нибудь юного дарования.

В наши дни оннагаты уже проституцией не подрабатывают. Кабуки окончательно стал элитарным искусством. Хотя есть интересные нюансы, как, например, в рассказе Мисимы "Оннагата", где в молодого человека толпами влюбляются театралы, а он все-таки выбирает себе в пассии режиссера, если мне не изменяет память. Единичный случай. Да и не забываем, кто у нас автор и насколько он тролль
Все восхищаются удивительными актерскими талантами, но, слава богам, никому уже не придет в голову осудить того же Годаймэ за то, что он всю жизнь исполняет женские роли так, что настоящие женщины чувствуют себя по сравнению с ним просто унылыми созданиями непонятно какого пола. Ну что поделать. Все таки слово оннагата дословно означает "в образе женщины". На сцене они - в образе. Вне сцены - они обычные люди, просто гораздо более талантливые, чем окружающие.

Интересный момент, который я потащу у автора эссе - это то, что люди высокого статуса осуждались бы социумом, займись они переодеваниями. То есть размытость пола, игра, актерство - все это было не для аристократов. Что я могу сказать? Как и везде. Поэтому актерство - профессия династическая, как и ремесленные профессии.
И еще кое-что, что она упоминает. При насаждении западного мировоззрения и культуры в Японии в начале 20 века, многие видные труппы дошли до того, что стали искать актрис на замену оннагатам. Это получило даже название "сэйгэки", то есть доведения театра до порядочного вида. С появлением кинематографа, такие актрисы стали очень популярны, и стало появляться все больше и больше девушек, желавших постичь это искусство.
Тут-то начнется уже история театра Такарадзука.

О:зора Ю:хи и Ноно Сумика в "По ком звонит колокол", журнал Le Cinq №123
Такарадзука - удивительное явление. Если в кабуки были оннагаты - мужчины, играющие женские роли, то здесь есть отокояку - женщины, играющие мужские роли. Тем для их постановок уйма - от современной литературы до японской истории, и даже прославленные перья и блестки появляются не везде. Есть постановки, в которых все выглядит так, словно это не Такарадзука, а тот же театр кабуки. Только немного наоборот

96й выпуск Музыкальной школы при Такарадзуке, 2010 год. у отокояку - короткие стрижки. журнал Le Cinq № 117
Учениц школы при Такарадзуке делят на отокояку и мусумэяку на втором году обучения. Очень высоки требования к вокальным данным, к слову. После разделения девушки, которые будут играть мужские роли, как правило, носят короткие стрижки. Очень редко случается так, чтобы актриса, профилирующаяся на исполнении мужских ролей, играла роль женскую. Но есть и исключения: отокояку преспокойно играют Скарлетт О` Хару и Элизабет Венгерскую, поскольку для этих ролей нужно умение играть персонажа, сильного духом.

и снова О:зора Ю:хи. из фотобука “I’m Here.”
Мусумэяку обычно просто гиперфемининны, милота из них так и прет, а вот отокояку - не то, чтобы маскулинны, они просто красиво и элегантно андрогинны. Вам ясно, что перед вами не мужчина. На вид ведь лучше, чем мужчина, бгг
Получается, что в актрисах отокояку совмещены все прекраснейшие черты как фемининные, так и маскулинные. Таким образом, они могут играть идеального мужчину - понимающего, доброго, галантного, героического, романтичного, привлекательного, но при этом не пассивного и не безэмоционального.

Тут невольно вспоминается момент еще из Хэйанской литературы. Помните, что про принца Гэндзи регулярно говорят - ах какой он внимательный-замечательный-красивый-расчудесный, что прямо жаль, что не женщина? Имхо, получается, что в японской ментальности изначально заложено, что нет ничего зазорного в сочетании стереотипно мужских и женских качеств. От этого человек просто станет..идеальным что ли
Так что на этом моменте логично перейти и к Розе Версаля. Ведь Оскар, воспитанная с детства как мальчик, но знающая, что при этом она - мадемуазель, и надо сохранять в себе равномерно распределенные черты обоих полов, хотя и обречена на гибель, оказывается идеальным кавалером. Имхо, ну вот не зря в Такарадзуке так любят Розу Версаля.

Манга вышла в далеких семидесятых, и вообще чертовски интересна со стороны композиции ее гендерной интриги. Оскар приходится жить, выполняя мужскую работу и одеваясь как мужчина, из-за социальных норм. Но и она, и ее близкие, и окружающие, знают, что она не мужчина. Более того, о себе она не говорит упомянутое выше "боку ва", о себе она говорит как женщина.
Она понимает, что если бы ни идиотство , на которое пошел ее отец, воспитав из нее офицера, она могла быть счастлива, как ее сестры. Но тут же она начинает мяться - а вдруг нет? Вдруг так - правильно и лучше? Что лучше в мире, где вся свобода поделена между полами - быть скучной женой аристократа и сидеть днями в салоне, листая романчики и моды, или быть гордым командиром королевской гвардии? Ни к какому решению. Итого Оскар решает, что второе - веселее

огда она родилась, ее отцу объявили - девочка. Но сыновей у него не было, так что пришлось объявить ее мальчиком, чтобы было кому унаследовать титул. В более поздней работе той же мангаки, "Окно Орфея", девочку тоже вынуждают переодеваться в мальчика и вести себя как мальчик, и она испытывает желание выдать свой истинный пол, чтобы можно было смело выражать свои чувства, не боясь быть освистанной.
Типично, как и в историях такого плана. Вспомнить Двенадцатую ночь Шекспира, Виктор-Виктория, Мулан и многие другие - героиня ищет взаимных чувств от мужчины, но не может их выразить, иначе раскроется, кто она на самом деле. Иногда идет еще дальше - в героиню влюбляются женщины, а она не может ответить им взаимностью. В основном это делается для юмористического эффекта и подчеркнутого гетероцентризма - словами автора эссе.

В случае с Оскар, тут автор отошел от шаблонов. Все, кто видят Оскар не в первый раз - уже знают, что она не мужчина, незнакомым часто приходится расталковывать, ведь многим даже дела до этого нет. Кроме того, почти все считают ее привлекательной - и мужчины, и женщины, в контексте би/пансексуальности 1780х годов, это слегка отличается от нынешних взглядов на подобные вещи. Некоторые мужчины и женщины даже влюбляются в нее - в том числе и Розали. И дамы адски страдают от того, что такой идеальный кавалер - тоже женщина и не отвечает им взаимностью, только вежливо флиртует.
Что до самой Оскар, есть тот эпизод, где ей становится интересно, заинтереуется ли ей Ферзен, если она предстанет перед ним в образе дамы, а не офицера. И она идет на бал, одевшись непривычно - в платье, с прической. И Ферзен действительно очарован ей - но мимо. Ведь он уже влюблен в Антуанетту. Да кроме того, воспринимает Оскар исключитально как друга..мужского пола.

Еще один момент - Оскар не бросается на возможность прекратить все это и выйти замуж, как в тех историях с временным и вынужденным кросс-дрессингом. Ей предлагает руку и сердце Жиродель, но на условии, что она бросит службу и станет "нормальной". Ее оскорбляет такой контекст. Но у нее ведь есть Андре, которому плевать как она себя ведет и как выглядит - он видит в ней женщину даже если она одета в мундир. Более десяти лет у него уходит на то, чтобы разглядеть в андрогинной красоте Оскар женщину, которую он полюбит, но в итоге все заканчивается взаимным признанием и консумацией связи.
Это как бы пинок в сторону провала либеризации женщин в 70е годы. Дескать, какой бы ты ни была, найдется человек, который будет любить тебя такой, какая ты есть, а не такой, как ему надо, чтобы ты была.

Ну и не зря после Оскар пошла целая волна аналогичных персонажей - Харука из Sailor Moon, Утена, Харухи из Хост-клуба школы Оран, Томинага Сэй и прочие, и прочие. Не все они мечутся в попытках гендерно самоидентифицироваться, но у всех них свои взгляды на этот вопрос. Кроссдрессинга в манге и аниме так много, что его пора бы градировать по причинам - вынужденно, по собственному желанию, или просто из-за того, что таким уродился.
В Hakuouki - это вынужденный кроссдрессинг Чизуру, попавшей в безвыходную ситуацию и ее откровенная фемининность, слабость, бесполезность. С другой стороны - есть ее брат-близнец, которого насильно одевали как девочку.


В Kaze Hikaru - это Сэй, от которой больше пользы и которая хотя бы в состоянии думать головой и скрывать свой пол много лет.

Но и там, и там, бабские сопли берут верх, тян влюбляются в сослуживцев. В Хакуоки в некоторых эндингах - вообще разоблачаются, выходят замуж и рожают детей. Kaze Hikaru мне нравится многим больше - там обсмеивается то, что к Сэй домогаются не как к девочке, а как к мальчику. Да и как персонаж она посильнее и поумнее.
В другой отомэ-игре , Uta no prince-sama обыгрывается другая ситуация. Сё кроссдрессит в девочку, чтобы снятся в кино с любимым актером, а Ринго-сенсей просто выступает на сцене в женском образе. Видимо, после каких-то жалоб его решили окончательно утвердить как натурала, и сделали часть игры, где Ринго с короткими волосами и даже клеится главной героиней.


В Гинтаме есть вообще удивительный персонаж -мадам Сайго
Владелец окама-хост-клуба с нормальной ориентацией, у него даже сын есть

По мне многим веселее как вживается в образ дамы Кацура
он еще не раз будет этим пользоваться
Зурако, Эзурако...мастер камуфляжа



В Гинтаме есть привет и от Розы Версаля в виде Ягью Кьюбей - она и вынужденный наследник видного семейства фехтовальщиков, и говорит о себе в мужском роде, и втрескалась в лучшую подругу тут уже привет Утене
Мужчины ей иногда нравятся, но у нее есть деликатная проблема. Мечтает отрастить член. И от прикосновения мужика к ней впадает в модус берсерка

Перечислять можно долго и нудно. Вот, например, только малая часть

Аниме, где мальчики переодеваются в девочек, и так зарабатывают деньги. Аниме, где девочки переодеваются в мальчиков для собственной безопасности. Лично меня веселит аниме MariaHolic, в котором юрийщица поступает в школу для девочек, надеясь склеить побольше тян, и оказывается втянутой в аферу мальчика, который учится в этой школе, поменявшись местами с собственной сестрой.

Про особенности всего этого в аниме и предпосылки такого обилия трапов в нем - в следующем посте
тема - весьма щекотливая, "Выявление и сокрытие гендерной самоидентификации в японской поп-культуре"
засветились там и роза версаля, и манга ооку, и кабуки, и такарадзука, и аниме с трапами
местами - достаточно интересно, если отсечь всякие феминистские загоны) поэтому в итоге я решил просто перепилить три поста авторши, да простит она меня, дополнить их и добавить более современных примеров со своими мыслями на этот повод.

читать дальше
Смена пола персонажа - частая тема в манге и аниме. Полно примеров и традиционного кроссдрессинга во имя высоких целей, и проблем с гендерной самоидентификацией, и просто трапов ради разнообразия сюжета. Но в любом случае, в этой теме в японской современной (да и не очень) культуре сложились определенные правила и каноны. Так в чем же дело? Почему японцы так любят тему с размытием гендерной идентификации или полной сменой гендерных ролей? Отличается ли женский персонаж-кроссдрессер от мужского персонажа-кроссдрессера? Попробуем дать на это ответы.

Эссе, из которого я буду тащить некоторые мысли, состоит из четырех частей. Так что если все не уложится в один пост - продолжу в следующих
Для начала, автор приводила некоторые термины и проблемы, связанные с размытием гендерного самоопределения. Потом она говорила о японской театральной традиции, сосредоточившись на кабуки и Такарадзуке, потом - говорила о современной японской поп-культуре. В следующей части она писала о том, как тема кросс-дрессинга покрыта в кино, в основном в комедиях. И в итоге она писала о сокрытии пола в аниме и манге.
Суперпозиционность пола

Всем известна история с котом Шрёдингера и удивительным состоянием одновременной смерти и жизни. Как соотносится квантовая физика с гендерной идентификацией? Как оказывается, прямо. Ведь размытие четкого восприятия половой принадлежности - та же двойственность и парадоксальность, что возникает в ответе на вопрос "жив или мертв этот чертов кот в коробке с ядом?". Как-то так. Вот и возникает удивительное понятие "пол Шрёдингера". Звучит глупо, но оставлю право сыпать туповатыми терминами за автором эссе. Ведь обоснуй она приводит.
Итак, есть у нас понятие пола. Физическое и психологическое. Физическое - опять же двойственно. Есть тело, которое можно скрыть одеждой, изменить, - обмануть им окружающих. При желании и хорошем гриме мать родная не узнает, верно? А есть психологическое - удивительная штука. Тот пол, который у нас в голове. Или то, как мы ведем себя. Есть качества, приписанные умными людьми к чисто женским или чисто мужским. Но умные люди не напоминают, что у всех нас представлены и те, и другие. И часто настолько равномерно распределенные, что превалирующую маскулинность или фемининность характера индивида откровенно не выделить. Вот и получается, что в нас одновременно есть и те, и другие.
Тем и объясняются чудеса находчивости некоторых трапов. Вспомнить только того китайского шпиона, который притворялся женщиной, завел роман с европейским дипломатом, а через годы шантажировал его, утверждая, что родил от него ребенка?

Гендерные роли закладываются еще в раннем детстве и играют в жизни важную роль. Но в экстремальной ситуации любой в состоянии сыграть другую роль. Каждая культура налагает на людей отпечатки, внушает им те или иные представление о должном поведении. Но в наши дни забывают о старинных традициях - как мальчиков когда-то в раннем детстве одевали в женскую одежду и не стригли им волосы. Это ломало людям жизни? Вот уж не всегда.
Трудности перевода

таблица гендерных меньшинств из манги Otoko ni naritai!
Различия в языках тоже способствуют различиям в восприятии гендерной идентификации. Слова по-разному разделяются на роды, верно? Стоит вспомнить, что девочка в немецком языке - создание среднего рода. Но не суть. В японском языке традиционно различается то, как грамматически и стилистически строят свою речь мужчины и женщины. Поэтому как только мы слышим, или читаем, что тян говорит "боку ва", у нас зарождаются опасения на счет того, тян ли она на самом деле.
Далеко не надо ходить. Урусибара Рука. На вид - милая, застенчивая мико с тоненьким голоском. Одевается как девочка, ведет себя как девочка. Однако It`s a trap и подарок для любителей запущенного сюжета. Рука всегда говорит о себе "боку ва", то есть в мужском роде, даже на сторимоде, где он уже девочка. Поскольку Steins gate - произведение об искривлении времени, вероятностных вселенных и всем в этом роде, линия Руки строится вокруг того, что у него серьезные проблемы и с самоидентификацией. На линиях реальности, где он девочка - он уже Рукако, и проблем с этим не испытывает. Как-то так.

Есть сюжетные трапы не драмы ради, а ради смеха. Как в Ixion saga, где


Вспоминая пример с Рукой, становится ясно, как сильно давление общества в бинарной оппозиции при самоопределении. Он мальчик, но из-за своей внешности оказывается задавленным стереотипами до такой степени, что соглашается и носить мини, и вешаться на Окабэ, считая это невинными чувствами к нему. В ту же топку стереотипные определения вроде "йозовенький - это для девочек, голубенький - для мальчиков". Связывать цвет с полом - это вообще та еще дурость. Общественные стереотипы сильны и давят на людей, намекая, что мужчине юбку носить - позорище. Ну что ж, расскажите это шотландцам.
В Японии, кажется, гендерные коннотации с цветом и одеждой чуть полегче, чем в Европе. Но страна шовинистская, поэтому не берусь утверждать с полной уверенностью.
Во времена, когда гендерные роли крепче всего были связаны с внешним видом человека, проще всего было и занять иную роль, изменив свой внешний вид. Точно так же происходит и в обществе, где роль связана с внешностью. Например, одел мундир - и никто тебя девочкой не назовет, и не догадается проверить даже. Вспоминаем Мулан, Гусарскую балладу и Розу Версаля
Ярко это просматривается в историях вроде "Торикэбая" - мальчик с детства ведет себя как девочка, а девочка - как мальчик. Во избежания позора на свою седую голову, отец меняет их местами, переодевает и все счастливы. Кстати, показательно то, что на определенный момент оба героя прозревают и обретают себя, понимая, что их физический пол совпадает с психологическим... Пожалуй, такова была мораль эпохи Хэйан. Если тогда вообще какая-то мораль была

Наверное, все, кто читал "Исповедь маски" Мисимы, помнят момент, когда он в детстве увидел в книжке картинку с рыцарем-бисёненом и буквально влюбился в него. И как был удивлен, что рыцарь оказался девушкой по имени Жанна Д` Арк. Удивительное разочарование, но показательное. Разум ребенка, привыкшего к четкой градации гендерных ролей, оказался не готов к тому, что рыцарь вообще может быть женщиной. Да и надо признаться, Мисима всю книгу толкал мысль, что на женщин еще и не дрочится

Размытость гендерной идентификации ярче всего представлена в театре. Ведь именно там актерам положено примеривать самые разнообразные маски. Автор эссе, ссылку на которое я положил выше, берет как примеры типичного в японской культуре направленного и намеренного кроссдрессинга во имя эстетики и театральной условности, - кабуки и Такарадзуку. Достаточно иллюстративно, не могу не согласиться.

Автор толкает пространные объяснения на тему того, что в Европе - отклонение от нормы, то в Японии - нормальное дело. Дескать, четкой бинарной оппозиции пола в Японии попросту не было: вон и монахи себе в постель чиго тащили, и самураи с косё развлекались. На этом месте мне захотелось дать автору по голове, но я просто напишу об этом чуть-чуть по другому.
Монахи тащили в постель чиго - но и не гнушались содержать тайных наложниц, самураи развлекались с косё - но это не мешало им заводить кучу жен и любовниц и благополучно плодиться. Словом, за исключением тех периодов, когда однополые контакты были запрещены законом, это просто не было чем-то зазорным и морально уродливым. Хочешь - еби хоть собаку, дело вкуса. Привет Хаккэндену, прости сёгун Цунаёши
Индустрия секс-развлечений требует разнообразия и адаптивности. Так что были - ойран - были и кагема. Хотя последних, если уж говорить по правде, было заметно меньше.
Я уже говорил о том, что даже несмотря на то, что клиенты шли обслуживаться к мальчикам, а монахи ебали послушников, уке, как правило, внешне наделялись всеми фемининными атрибутами, а по достижению зрелого возраста вообще переставали сношаться с мужчинами. Как правило, снова же. Кому хотелось сношаться - милости просим Так что в очередной раз повторюсь, тут скорее уж открытая бисексуальность с латентным толчком в сторону превалирования гетеро, если уж вешать какие-то ярлыки.

Но отойдем от темы проституции и вернемся к театру.
Часто говорят, что оннагата появились потому, что девицы в театре тут же начинали торговать собой, а мужчины в этом плане были поприличнее. Не могу судить, могу только сказать, что Япония - не единственная страна, где женщины на сцене не играли. В традиционном шекспировском театре на сцене были только мужчины, в древней Греции - тем более.
Оннагатам ставили в заслугу то, что многие из них на сцене показывали женщин, более изящных и женственных, чем настоящие дамы. Но здесь подчеркивается не то, что актеры совсем уж потеряли свои маскулинные черты. Просто они ПОТРЯСАЮЩЕ ИГРАЛИ.
На множестве укиё-э разных времен, если вы видите какую-то красавицу, велика вероятность, что там изображен просто актер в ее роли, а не настоящая женщина.
Да, бытует мнение, что многие исполнители женских ролей в прошлом частенько приторговывали и своим телом. Но и тут следует внести поправку. По сути дела в стереотипном мышлении рядового японца "выглядит как женщина" автоматически приравнивается к "женщина". Поэтому многие не гнушались стать покровителем какого-нибудь юного дарования.

В наши дни оннагаты уже проституцией не подрабатывают. Кабуки окончательно стал элитарным искусством. Хотя есть интересные нюансы, как, например, в рассказе Мисимы "Оннагата", где в молодого человека толпами влюбляются театралы, а он все-таки выбирает себе в пассии режиссера, если мне не изменяет память. Единичный случай. Да и не забываем, кто у нас автор и насколько он тролль
Все восхищаются удивительными актерскими талантами, но, слава богам, никому уже не придет в голову осудить того же Годаймэ за то, что он всю жизнь исполняет женские роли так, что настоящие женщины чувствуют себя по сравнению с ним просто унылыми созданиями непонятно какого пола. Ну что поделать. Все таки слово оннагата дословно означает "в образе женщины". На сцене они - в образе. Вне сцены - они обычные люди, просто гораздо более талантливые, чем окружающие.

Интересный момент, который я потащу у автора эссе - это то, что люди высокого статуса осуждались бы социумом, займись они переодеваниями. То есть размытость пола, игра, актерство - все это было не для аристократов. Что я могу сказать? Как и везде. Поэтому актерство - профессия династическая, как и ремесленные профессии.
И еще кое-что, что она упоминает. При насаждении западного мировоззрения и культуры в Японии в начале 20 века, многие видные труппы дошли до того, что стали искать актрис на замену оннагатам. Это получило даже название "сэйгэки", то есть доведения театра до порядочного вида. С появлением кинематографа, такие актрисы стали очень популярны, и стало появляться все больше и больше девушек, желавших постичь это искусство.
Тут-то начнется уже история театра Такарадзука.

О:зора Ю:хи и Ноно Сумика в "По ком звонит колокол", журнал Le Cinq №123
Такарадзука - удивительное явление. Если в кабуки были оннагаты - мужчины, играющие женские роли, то здесь есть отокояку - женщины, играющие мужские роли. Тем для их постановок уйма - от современной литературы до японской истории, и даже прославленные перья и блестки появляются не везде. Есть постановки, в которых все выглядит так, словно это не Такарадзука, а тот же театр кабуки. Только немного наоборот

96й выпуск Музыкальной школы при Такарадзуке, 2010 год. у отокояку - короткие стрижки. журнал Le Cinq № 117
Учениц школы при Такарадзуке делят на отокояку и мусумэяку на втором году обучения. Очень высоки требования к вокальным данным, к слову. После разделения девушки, которые будут играть мужские роли, как правило, носят короткие стрижки. Очень редко случается так, чтобы актриса, профилирующаяся на исполнении мужских ролей, играла роль женскую. Но есть и исключения: отокояку преспокойно играют Скарлетт О` Хару и Элизабет Венгерскую, поскольку для этих ролей нужно умение играть персонажа, сильного духом.

и снова О:зора Ю:хи. из фотобука “I’m Here.”
Мусумэяку обычно просто гиперфемининны, милота из них так и прет, а вот отокояку - не то, чтобы маскулинны, они просто красиво и элегантно андрогинны. Вам ясно, что перед вами не мужчина. На вид ведь лучше, чем мужчина, бгг
Получается, что в актрисах отокояку совмещены все прекраснейшие черты как фемининные, так и маскулинные. Таким образом, они могут играть идеального мужчину - понимающего, доброго, галантного, героического, романтичного, привлекательного, но при этом не пассивного и не безэмоционального.

Тут невольно вспоминается момент еще из Хэйанской литературы. Помните, что про принца Гэндзи регулярно говорят - ах какой он внимательный-замечательный-красивый-расчудесный, что прямо жаль, что не женщина? Имхо, получается, что в японской ментальности изначально заложено, что нет ничего зазорного в сочетании стереотипно мужских и женских качеств. От этого человек просто станет..идеальным что ли
Так что на этом моменте логично перейти и к Розе Версаля. Ведь Оскар, воспитанная с детства как мальчик, но знающая, что при этом она - мадемуазель, и надо сохранять в себе равномерно распределенные черты обоих полов, хотя и обречена на гибель, оказывается идеальным кавалером. Имхо, ну вот не зря в Такарадзуке так любят Розу Версаля.

Манга вышла в далеких семидесятых, и вообще чертовски интересна со стороны композиции ее гендерной интриги. Оскар приходится жить, выполняя мужскую работу и одеваясь как мужчина, из-за социальных норм. Но и она, и ее близкие, и окружающие, знают, что она не мужчина. Более того, о себе она не говорит упомянутое выше "боку ва", о себе она говорит как женщина.
Она понимает, что если бы ни идиотство , на которое пошел ее отец, воспитав из нее офицера, она могла быть счастлива, как ее сестры. Но тут же она начинает мяться - а вдруг нет? Вдруг так - правильно и лучше? Что лучше в мире, где вся свобода поделена между полами - быть скучной женой аристократа и сидеть днями в салоне, листая романчики и моды, или быть гордым командиром королевской гвардии? Ни к какому решению. Итого Оскар решает, что второе - веселее

огда она родилась, ее отцу объявили - девочка. Но сыновей у него не было, так что пришлось объявить ее мальчиком, чтобы было кому унаследовать титул. В более поздней работе той же мангаки, "Окно Орфея", девочку тоже вынуждают переодеваться в мальчика и вести себя как мальчик, и она испытывает желание выдать свой истинный пол, чтобы можно было смело выражать свои чувства, не боясь быть освистанной.
Типично, как и в историях такого плана. Вспомнить Двенадцатую ночь Шекспира, Виктор-Виктория, Мулан и многие другие - героиня ищет взаимных чувств от мужчины, но не может их выразить, иначе раскроется, кто она на самом деле. Иногда идет еще дальше - в героиню влюбляются женщины, а она не может ответить им взаимностью. В основном это делается для юмористического эффекта и подчеркнутого гетероцентризма - словами автора эссе.

В случае с Оскар, тут автор отошел от шаблонов. Все, кто видят Оскар не в первый раз - уже знают, что она не мужчина, незнакомым часто приходится расталковывать, ведь многим даже дела до этого нет. Кроме того, почти все считают ее привлекательной - и мужчины, и женщины, в контексте би/пансексуальности 1780х годов, это слегка отличается от нынешних взглядов на подобные вещи. Некоторые мужчины и женщины даже влюбляются в нее - в том числе и Розали. И дамы адски страдают от того, что такой идеальный кавалер - тоже женщина и не отвечает им взаимностью, только вежливо флиртует.
Что до самой Оскар, есть тот эпизод, где ей становится интересно, заинтереуется ли ей Ферзен, если она предстанет перед ним в образе дамы, а не офицера. И она идет на бал, одевшись непривычно - в платье, с прической. И Ферзен действительно очарован ей - но мимо. Ведь он уже влюблен в Антуанетту. Да кроме того, воспринимает Оскар исключитально как друга..мужского пола.

Еще один момент - Оскар не бросается на возможность прекратить все это и выйти замуж, как в тех историях с временным и вынужденным кросс-дрессингом. Ей предлагает руку и сердце Жиродель, но на условии, что она бросит службу и станет "нормальной". Ее оскорбляет такой контекст. Но у нее ведь есть Андре, которому плевать как она себя ведет и как выглядит - он видит в ней женщину даже если она одета в мундир. Более десяти лет у него уходит на то, чтобы разглядеть в андрогинной красоте Оскар женщину, которую он полюбит, но в итоге все заканчивается взаимным признанием и консумацией связи.
Это как бы пинок в сторону провала либеризации женщин в 70е годы. Дескать, какой бы ты ни была, найдется человек, который будет любить тебя такой, какая ты есть, а не такой, как ему надо, чтобы ты была.

Ну и не зря после Оскар пошла целая волна аналогичных персонажей - Харука из Sailor Moon, Утена, Харухи из Хост-клуба школы Оран, Томинага Сэй и прочие, и прочие. Не все они мечутся в попытках гендерно самоидентифицироваться, но у всех них свои взгляды на этот вопрос. Кроссдрессинга в манге и аниме так много, что его пора бы градировать по причинам - вынужденно, по собственному желанию, или просто из-за того, что таким уродился.
В Hakuouki - это вынужденный кроссдрессинг Чизуру, попавшей в безвыходную ситуацию и ее откровенная фемининность, слабость, бесполезность. С другой стороны - есть ее брат-близнец, которого насильно одевали как девочку.


В Kaze Hikaru - это Сэй, от которой больше пользы и которая хотя бы в состоянии думать головой и скрывать свой пол много лет.

Но и там, и там, бабские сопли берут верх, тян влюбляются в сослуживцев. В Хакуоки в некоторых эндингах - вообще разоблачаются, выходят замуж и рожают детей. Kaze Hikaru мне нравится многим больше - там обсмеивается то, что к Сэй домогаются не как к девочке, а как к мальчику. Да и как персонаж она посильнее и поумнее.
В другой отомэ-игре , Uta no prince-sama обыгрывается другая ситуация. Сё кроссдрессит в девочку, чтобы снятся в кино с любимым актером, а Ринго-сенсей просто выступает на сцене в женском образе. Видимо, после каких-то жалоб его решили окончательно утвердить как натурала, и сделали часть игры, где Ринго с короткими волосами и даже клеится главной героиней.


В Гинтаме есть вообще удивительный персонаж -мадам Сайго


По мне многим веселее как вживается в образ дамы Кацура

Зурако, Эзурако...мастер камуфляжа



В Гинтаме есть привет и от Розы Версаля в виде Ягью Кьюбей - она и вынужденный наследник видного семейства фехтовальщиков, и говорит о себе в мужском роде, и втрескалась в лучшую подругу тут уже привет Утене
Мужчины ей иногда нравятся, но у нее есть деликатная проблема. Мечтает отрастить член. И от прикосновения мужика к ней впадает в модус берсерка

Перечислять можно долго и нудно. Вот, например, только малая часть

Аниме, где мальчики переодеваются в девочек, и так зарабатывают деньги. Аниме, где девочки переодеваются в мальчиков для собственной безопасности. Лично меня веселит аниме MariaHolic, в котором юрийщица поступает в школу для девочек, надеясь склеить побольше тян, и оказывается втянутой в аферу мальчика, который учится в этой школе, поменявшись местами с собственной сестрой.

Про особенности всего этого в аниме и предпосылки такого обилия трапов в нем - в следующем посте
@темы: мое бездарное
Чуток добавлю про Такарадзуку, просто в общую копилку: и тогда, в далеком 1914-м, и сейчас андрогинность отокояку - дань историческому и культурному контексту, и не больше. Сделать из женщины копию мужчины - такой цели нет и не было, есть та грань, переходить которую среди актрис не принято. Помимо принципа "скромность, верность, благородство", Кобаяси Итидзо выдвигал и принцип "добрая жена и примерная мать": он стремился при помощи актерского мастерства сделать женщин еще женственнее, подготовить их к браку и выгодно выдать замуж. Получается некая двойственность: на сцене отокояку подчас играют очень грубые роли, предполагающие соответствующую речь, а за сценой говорят "женской" речью, подчас даже утрированно женской; на сцене носят мужские костюмы, а за сценой могут одеваться более свободно (предписание соблюдать отокоячность за пределами театра - не жесткое); топ-отокояку и топ-мусумэяку в передачах и интервью играют роли семейной пары, но в то же время дирекция жестко пресекает домыслы о том, что между актрисами на самом деле существуют половые связи. Более того, многие отокояку после отставки немедленно отращивают волосы, убирают нижний регистр из голоса и принимаются играть рафинированные женские роли столь убедительно, что их невозможно узнать.
В то же время, примерно до 50-х-60-х годов запрет на общение с противоположным полом соблюдался также не очень жестко, и тот же Масао Хасимото, давний такара-исследователь, писал, что актрисы почти открыто встречались со своими покровителями. Поскольку это стало наносить ущерб репутации Такарадзуки, актрисам запретили появляться на людях с мужчинами, даже родственниками, а на какое-то время запретили и принимать от поклонников подарки. Сейчас подарки разрешены, но в официальных фанклубах существуют довольно твердые правила относительно того, кто, что и кому дарит.
Был период, когда в Такарадзуке играли и мужчины. В предвоенные годы, если отокояку не хватало, их роли могли играть тругендеры, однако после войны эта традиция была окончательно искоренена.
Так что отчасти ответ на вопрос, почему так популярна БеруБара (а я считала, ее ставили около сорока раз начиная с 70-х), в том, что леди Оскар - довольно яркий типаж отокояку. Женщина в мужском костюме, в рамках своей роли совершающая смелые поступки, но тем не менее ведущая себя по-женски и впоследствии выходящая замуж - голубая мечта Кобаяси Итидзо.
И как ни странно, у Икэды Риёко, автора "Версальской розы", была другая манга о трапе, грустная и с трагическим финалом: "Клодина". Ее героиня - мужчина в женском теле, она любит другую женщину, но получает раз за разом отказ по банальной причине: "ты не мужчина, мы не можем быть вместе, потому что это грешно и мерзко". Клодина мучается из-за своей, как ей кажется, неполноценности, ощущает себя уродом, недостойным любви, и в финале манги сводит счеты с жизнью.
(пардон за простыню, меня малость понесло
Кстати, две хэйанские отокояку на фото - Мигива Нацуко (сзади) и Го Тигуса (впереди). Мюзикл, скорее всего - "Кагура", 1972 год. Мигива впоследствии была первым такарадзучным Окитой.
Мари Сацуки, спасибо большое, семпай!) я не знал, ну и тян которую читал - тем более
Клодину я читал) но от нее я был в лютой ликодлани
aldaria, не за что ^^
Beara, не за что)
И нет этой утрированной рисовки со звездами в глазах, которая меня все же напрягает.
Буду ждать продолжения,а это пока утащу
Мари Сацуки, спасибо за дополнения!
поправь меня, но я думаю, тут немного другой аспект выходит на первое место - все же представления в Японии (и что-то мне кажется, что я где-то читала, что и везде в тот или иной период времени наблюдалась похожая картина) весьма связаны с религией и барышни, выступавшие на сцене, потом "раздавали божье благословение" и другим способом. а потом эта "мацуристость" стала слишком активно уже вне праздника раздаваться. и мужчины, которые взяли эту же роль, тоже автоматом стали в глазах публики "дарителями". как можно было отвертеться от традиционного шаблона))
про Хэйан и "жаль, что не женщина" есть еще одна версия. распространенная в отечественной исследовательской литературе: женская красота была идеалом, к которому стремились оба пола. женщина красотой обладала, мужчина же - мог обладать только силой. откуда "красивый"="женский". помню, как я ржала, когда читала комментаторское про "красивый человек" 美人 это только "красавица"
интересная статейка выходит!)))
ahotora, памятник Окуни стоит, да. но я тащил именно про оннагат и отокояку, а не про женщин в театре) тут про размытие гендерных ролей же, а не про театр
можешь по ссыли сбегать на оригинал, с которого тут многое тащил - она про Окуни не писала - и я не стал все побежали - и я побежал
урр, спасибо) про красавицу убиться XD какой утонченный сексизм не в традиционную сторону
ну говорят же - если мужик красивее орангутанга - уже чудно и распрекрасно
нельзя быть красивой такой (с)
вообще вот да, интересно.) как оно все между собой взаимодействовало
читать дальше
хотя бы на предмет переодевания в традиционном обществе (где четко понятно, что ты надел одежду другого пола) - и в современном (где одежда гайдзинская и рамки половых различий в ней все равно воспринимаются плоховато)... аааа, мой моск)
Только Иксион Сага не настолько упоротое аниме ))) Принцесса у них была просто малолетка, а волшебная "ньюхафу" была ее служанкой
ща исправим
SHOUEI, ХД о, твиттерный флешмоб видел, это пипец. некоторые куны вышли няшнее сестер
ahotora, вот да, взрыв полнейший) оно еще и во все стороны расползается и в такие дебри уползает, что просто ппц. к тому же Шредингеру